Прочитайте две заметки из газет, в которых рассказывается об удивительных фактах из жизни животных — наших братьев меньших. Обратите внимание на композицию этих маленьких рассказов: найдите в них вступление, зачин, развитие действия, концовку. Оцените заголовки ли они нам уловить главную информацию?
1) ДЕЛЬФИНЫ-ЛОЦМАНЫ
Удивительное дружелюбие дельфинов к человеку вновь проявилось во время осенних гонок крейсерских яхт на Чёрном море.
Лидер регаты яхта «Арктурус» в темноте потеряла ориентиры.
— И здесь случилось невероятное, — рассказывает капитан яхты. — Наперерез нам мчались два дельфина, словно отсекая нас от невидимого берега. Они подплыли вплотную к борту, затем повернули в сторону открытого моря, как бы показывая, куда следует идти. Мы успели отойти от песчаной мели в последнюю минуту.
2) КАК БЕЛКУ
Будучи в отпуске в городе Светлогорске, расположенном на берегу Балтийского моря, я наблюдал такую картину.
Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен с могучими кронами. Когда я остановился и присмотрелся, то увидел, что люди наблюдают за поединком между куницей и белкой.
Борьба продолжалась бы неизвестно сколько и неизвестно чем бы кончилась, если бы не прилетела стая ворон. Они с шумом и карканьем делали круги над соснами. Наконец, из общей стаи отдельные птицы начали пикировать на вершину сосны, где находилась куница. Вскоре налётчиц стало больше. По всему было видно, что вороны самоотверженно защищают белку, пытаясь прогнать куницу. Вскоре она, не выдержав шумного натиска вороньей стаи, покинула поле боя, а белка осталась на сосне к общей радости людей.
(В. Гейко)
1.Человек-кто?подлежащее
Идёт-что делает?сказуемое
По земле-где?обстоятельство
Большой-какой?определение
Красивый-определение;
2.Перешагивает,перемахиваетпускается-что делает?сказуемые;
Не остановят-сказуемое
Через-предлог,не член предложен.
Реки,хребты-дополнения что?
Горные-какие?определен.
Вплавь-как?обстоятельство
Волны-что?подлежащ.
Никакие-какие?опред.
Его-кого?дополнен.
Если,то,а-союзы,не член предложения
Не-отрицательн. частица;
3.Человек,учёные-подлежащ.
Знает,догадываются-сказуем
Большой ,красивый,такиенаших- определения
Тайны,дней-дополнен.
О -предлог,не является членом пр.
Которых-союз не явл.членом пред.
Только-наречие
4.оно,он-подлеж.
Вырабатывает,задал-сказуем;
Работу-дополн.солнцу-дополн.
Даже-частица
5.Человек-подлеж.
Много не знает-сказуем
Вместе с тем-предлог
6.Он,ложь,обман-подлеж.
Не знает-сказунм
Что-дополн.
Такое-опред.
И-союз.
7.Он-подлеж
Не умеет огорчать-сказуем
Людей,боль,им-дополн.
И-союз;
8.Ты-подлеж.
Не встречал-сказ;
Где-нибудь-обстоят.
Ли-частица;
Его-дополн.
9.Человек-подлеж
Этот ,Большой,красивый,сегодняшний-завтрашний-опред.
Ты сам- подлеж.
Но,а-союз
Может быть-вводное слово
Объяснение:
Книги — наши учителя и советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку