Прочитайте фрагмент из произведения Э. Т. Гофмана «Щелкунчик». Найдите слова с чередующимися гласными в корне. Выделите синим цветом слово, правописание которого зависит от ударения, и зелёным цветом – слово, правописание которого зависит от наличия или отсутствия после корня суффикса -а-.
А в шкафу что-то загремело и затрещало, и Мари увидела, как разом открылись все коробки, в которых были расквартированы войска Фрица, и солдаты выпрыгнули из них прямо на нижнюю полку и там выстроились блестящими рядами. Щелкунчик бегал вдоль рядов, воодушевляя войска своими речами.
Вы и понятия не имеете, дорогие мои слушатели, что здесь творилось.
Павел не спеша направился к двери, но, вспомнив что-то, вернулся к столу.
Работая, он старался заглушить свою тоску.
Проходив до самых сумерек и ничего не найдя, я пошёл по берегу реки.
Не испортив дела, мастером не станешь.
Уходя, гасите свет.
Он__ постоял==, /вглядываясь в темноту/_._._ , и, /улыбнувшись каким-то своим мыслям/_._._ , зашагал== быстрее_._._ .
Мест, гл, дееприч, пред, сущ, союз, дееприч, мест, мест, сущ, гл, нар.
[ __ == , /ДО/_._._ , и , /ДО/_._._ , == ].
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
Обособленные обстоятельства выделены жирным шрифтом, они подчеркиваются вот так: _._._
1) Заигравшийся котёнок спрятался за кустом и начал внимательно следить за стайкой воробьёв. ⇒ Заигравшийся котенок, спрятавшись за кустом, начал внимательно следить за стайкой воробьёв.
Грамматическая основа: котенок - подлежащее (одна линия), начал следить - сказуемое (две линии)
2) Геннадий неожиданно покраснел и замолчал. ⇒ Геннадий, неожиданно покраснев, замолчал.
Грамматическая основа: Геннадий - подлежащее, замолчал - сказуемое
3) Он повернулся и быстро зашагал вдоль реки по еле заметной тропке. ⇒ Повернувшись, он быстро зашагал вдоль реки по еле заметной тропке.
Грамматическая основа: он - подлежащее, зашагал - сказуемое
4) Мы сидели за пaртами и терпеливо ждали, когда в класс придёт учитель. ⇒ Мы, сидя за пaртами, терпеливо ждали, когда в класс придёт учитель.
Грамматическая основа: 1) мы - подлежащее, ждали - сказуемое; 2) придет - сказуемое, учитель - подлежащее