Прочитайте фрагменты высказываний великих русских писателей. Какая тема объединяет эти тексты?
1)Сердцеведением и мудрум познаниям жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощявое слово немец,но не слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы ккипело и животрепетпло, как метко сказанное русское слово.
2)К образованию чтецов и язык наш, который как бы создан для искусного чтения, заключая в себе все оттенки звуков и смелые переходы от возвышенного до самого Н.Гоголь)
3) С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем создании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шопоти шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и для которых не нашлось бы в нашем языке точного вырождения.(К.Паустовский)
1. Какие особенности русской речи отмечены в каждом фрагменте?Сформулируйте и запишите основную мысль каждого из них.
2. Перепишите наиболее понравившийся вам текст. Объясните известные вам орфограммы
весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину “Конец зимы.
Полдень”.
(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный,
голубой, тёплый) . Небо нежное, всё светится, переливается розовым,
голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем
(золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных,
белоствольных, задумчивых) берёзках, (пышных, колючих) елях, на брёвнах
деревенской избы. Даже лыжники подставили лицо солнцу!
В центре
картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом,
рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозелёные)
ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает
(огромная, белая - белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане
картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца,
чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь на
картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает
перламутровыми оттенками (розового, голубого, зелёного, бирюзового,
лазоревого) , как морская раковина.
Вдали виднеется (большой,
тёмный) лес. Там ещё царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому
снег (белый - белый) , как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и
красоту снега на переднем плане картины.
Всем нравится эта
(чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее,
праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой)
зимы.