Прочитайте отрывки из статьи Владимира Солоухина «Океан родной речи». Объясните смысл названия. Определите стиль текста. ...Всякий разговор о языке полезен. Язык – это неисчерпаемый склад материала, склад слов-кирпичей... Из одинаковых кирпичей строятся дома, сараи, дворцы, пакгаузы, захолустные города и блистательные столицы. Архитектурные сооружения, построенные из равнодушного материала, получаются уже разными по характеру, по стилю, по красоте, по одухотворенности, по звучанию, по эмоциональной окраске. Язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму куба, бутылки, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. Словарный состав языка – это хлорофилловые зерна, растительные клетки, которые в зависимости от запрограммированности комбинируются то в железный дуб, то в гнилую осину, то в пышную розу, то в скромную незабудку, то в мягкую траву-мураву, то в верблюжью колючку. Много языков внутри одного языка, ну, или, скажем мягче, много разных языковых сфер, разных стилей. 1. Определите тему, основные мысли текста. 2. Объясните значение слов: одухотворенность, эмоциональный, захолустный, амфора, пакгауз, сфера (обратитесь к словарям) - письменно. 3. Какие слова употребляются в переносном значении? Понаблюдайте за использованием в тексте такого средства выразительности, как сравнение. 4. Выполните лексический разбор слова язык по предложенному плану: 1). Каково лексическое значение слова в данном тексте? Указать, является слово однозначным или многозначным (если слово многозначное, то назвать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний или предложений). 2). В прямом или переносном значении употреблено слово? 3). Какие синонимы и антонимы имеет данное слово? 4). Какова стилистическая характеристика слова (разговорное, книжное, стилистически нейтральное)? Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словарях? 5. Запишите антонимы к многозначному слову мягкий (обратитесь к словарю). Какие текстовые (контекстуальные) антонимы к прилагательным грязный, гнилой, пышный используются в тексте? Какова их роль?
1) Он вскочил (сказуемое) со скамейки и проворно удалился (сказуемое), прежде чем Литвинов успел промолвить (сказуемое) слово. (И. Тургенев.)
2) ...Как только черт спрятал (сказуемое) в кармане свой месяц, вдруг по всему миру сделалось (сказуемое) так темно, что не всякий бы нашел (сказуемое) дорогу в шинок. (Н. Гоголь.)
3) Я раскаиваться начал (сказуемое), что поехал (сказуемое) в Сушково, но дрогнуло, затрепыхалось (сказуемые) сердце, когда возле одиноко и плоско стоявшего на берегу барака увидел (сказуемое) я косматенького, уже седого человека. (В. Астафьев.)
4) Когда ночная роса и горный ветер освежили (сказуемое) мою горящую голову, и мысли пришли в обычный порядок (сказуемое), то я понял (сказуемое), что гнаться (сказуемое) за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. (М. Лермонтов.)
1.При хорошей погоде, мы поедем отдыхать за город.2.При желании, ты сможешь выполнить эту работу за две недели.3.В случае возникновения новых затруднений, нужно будет пригласить специалиста из столицы.4.При соединении кислорода с другими веществами ,выделяется тепловая энергия.5.При удобном случае, напомни ему об обещании.6.При пропускании через воду электрического тока,она разлагается на водород и кислород.7.В случае опоздания на рейс ,стоимость билетов не возмещается.8.При наличии свободных мест, мы можем принять вас вольнослушателем.9.Только при уважении друг к другу, можно проводить совместные исследования.10.Без твоего расчета ,мы бы не справились с заданием.