Прочитайте отрывки. Определите функционально-смысловые типы речи данных текстов. Письменно в тетрадях запишите ответы. Например: Текст 1 –описание.
Текст 1.
Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут (А.Пушкин).
Текст 2
Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: «Вы свободны, выходите».—«Что это значит,—закричал князь,—кто ты такой?» —«Это Дубровский»,—сказала княгиня. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет. Но ему не дали времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили его из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи.—Не трогать его! —закричал Дубровский, и мрачные его сообщники отступили (А. Пушкин).
Текст 3
В критике принято утверждать, когда говорится о поэтах военного поколения, что их сделала поэтами война. Но это не совсем так. Поэтами рождаются и становятся вопреки войне, а не с нее. Но вера в жизнь и любовь к ней приобретают особую силу, выразительность на контрастном фоне смертельного пламени народной справедливой войны (С. Орлов).
Текст 4
Искусство —это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падения духа, самоотверженности и мужества, это поражение ипобеда.Человек, раскрывающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственногогероя,ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем, чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь, досадуя, смеясь, плача, сочувствуя и соучаствуя,—и здесь начинается воздействие книги. Все это и есть «заражение чувствами», по выражению Льва Толстого (Ю. Бондарев).
Текст 5
После болезни Илья Ильич долго был мрачен, по целым часам повергался в болезненную задумчивость и иногда не отвечал на во Захара, не замечал, как он ронял чашки на пол и не сметал со стола пыль, или хозяйка, являясь по праздникам с пирогом, заставала его в слезах. Потом, мало-помалу, место живого горя заступило немое равнодушие. Илья Ильич по целым часам смотрел, как падал снег и наносил сугробы на дворе и на улице, как покрыл дрова, курятники, конуру, садик, гряды огорода, как из столбов забора образовались пирамиды, как все умерло и окуталось в саван. Подолгу слушал он треск кофейной мельницы, скаканье на цепи и лай собаки, чищенье сапог Захаром и мерный стук маятника (И. Гончаров).
Текст 6
Кабинет Антона Павловича. Большой письменный стол, широкий диван за ним. На отдельном столике, на красивом картонном щите, веером расположены фотографические карточки писателей и артистов с собственноручными надписями. На стене печатное предупреждение не курить» (В. Вересаев).
Текст 7
Искренность —дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта. Маленький уклон в одну сторону—и будет фальшь; в другую —и будет цинизм (В. Вересаев).
Текст 8
Этот очерк написан в мезонине деревенского дома. Окна открыты, и на свет свечи залетают серые бабочки. Так тихо, что слышно, как внизу, в пустых комнатах, стучат ходики. Далеко на Оке гудит пароход. Деревня спит, в окнах темно.
Текст 9
Северное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на Севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер, и все еще дышит оттуда запахом снега (К. Паустовский).
Текст 10
Наша собственность —это только то, что мы отдаем. Чего мы не хотим отдать, то не нам принадлежит, а мы ему принадлежим. Не мы его собственники, а оно наш собственник (М. Волошин).Умение отличать один тип речи от другого, составлять тексты различных типов речи очень важно, так как смешение текстов различных типов речи приводит к непониманию между людьми. Чтобы речь не была вычурной и вульгарной, необходимо уметь подбирать те языковые средства, которые уместны в том или ином типе речи.
Задание Прочитайте и озаглавьте текст. Сформулируйте вопросы, которые передают отношение к ситуации, описанной в рассказе. Письменно передайте основное содержание прочитанного текста по памяти.
Двойку я всё-таки получил, хотя очень старался. Почти всё у Мишки списал. Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. Я всё боялся: если папа в письме спросит про мою учебу, что я отвечу? Ждать я больше не мог. Я решил объяснить всё Пал Палычу. - М-да, - сказал он. - Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми этот рассказ. Ты прочтёшь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь писать. Только, чур, не заглядывать. Понял? - А кто будет за мной смотреть? - Никто не будет смотреть. Ты взрослый парень! - Как же так? - удивился я. - Я ведь буду смотреть. - Не думаю, - сказал он, - надо честно. Такой уговор. - Вот это да! - удивился я. - Я тебе верю. Можно считать, - сказал Пал Палыч, - что разговор у нас закончен. Я, наверно, был очень растерян. Такого ещё я не видел. Я прочёл рассказ два раза. Больше я не открывал книжку
Не помню(сказуемое) ещё такое утро тихое ясное. В освежённом воздухе не чувствовалось(сказуемое) приближение(подлежащее) весны. Несмотря на то, что днём на солнце медленно таял(сказуемое) снег(подлежащее) грязный рыхлый, ночью по прежнему |было холодно(сказуемое). Вдруг как-то сразу потянуло(сказуемое) юго-западным ветром, принёсшим тепло. Надвинулся(сказуемое) густой сероватый туман(подлежащее), заливший всю комнату. На его фоне неясно просматривались(сказуемое) ближайшие невысокие сосны(подлежащее). В их неподвижности среди никем ненарушаемой тишины было(сказуемое) что-то(подлежащее) суровое, и сосны(подлежащее) казались(сказуемое) мрачными богатырями. Затрещали(сказуемое) льдины(подлежащее) на речонке. К вечеру туман(подлежащее), медленно рассеиваясь, исчез(сказуемое), и весеннее небо(подлежащее) прояснилось(сказуемое).
Утром яркое солнце(подлежащее) к счастью быстро съело(сказуемое) непрочный лёд. Тёплый воздух(подлежащее) задрожал(сказуемое) от испарений. Трепеща крыльями и весло кружа, в воздухе запели(сказуемое) жаворонки(подлежащее) над бархатом полей. Внезапно мой слух поразили(сказуемое) странные звуки(подлежащее). Мой товарищ(подлежащее) заметил(сказуемое): "Это журавлиные стаи(подлежащее) начали(сказуемое) свою утреннюю перекличку." От всего веяло(сказуемое) ранней весной.
Объяснение: