Прочитайте отрывок из «Писем о добром и прекрасном» академика Д.С. Лихаче ва (Письмо двенадцатое «Человек должен быть интеллигентен»). Определите, какой смысл вкладывает Д.С. Лихачев в понятие «интеллигентный человек». Совпадает ли его толкование слова «интеллигентный» с тем, что дано выше? Многие думают: интеллигентный человек это тот, который мно- го читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает не- Сколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. <...> Больше того... Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величай- шие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит... любовь к приобретению знаний, интерес к истории, если он сможет восхититься красотой природы, по- нять характер другого человека ему, не проявит грубости, равно- душия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность разговорного и письменного вот это и будет интелли- гентный человек. своего языка Подберите однокоренные слова к слову «интеллигентный», составьте с ними предложения.
Это горе - всё не горе (противопоставление). Ты не лебедя избавил -девицу в живых оставил, ты не коршуна убил-чародея подстрелил . (Логическое отрицание). На невзрачной (не употребл. без не) клумбе у собачьей будки голубые цвели незабудки (не употребляется без не). Мне навстречу без всякого страха шёл неумытый непричёсанный неряха (не употребляется без не). А за неряхой (не употребл. без не) по травке свежей тихо шли недотёпа (не употр. без не) и невежа (не употр. без не). Ученье без уменья не польза, а беда (противопост. с союзом а).
Предложение с составным союзом: 2. Так как эти помещения никогда не проветривались, то в них стоял сыроватый, кислый, нежилой воздух. Союз так что. СПП с придаточным причины. Типы сложноподчиненных предложений. 1. Проснулся я оттого, что один из моих путников дернул меня за руку. -СПП с придаточной причины. 3. Пустота ночей была так велика, что дневной свет не мог пересилить ее и отступал. - СПП с придаточной меры и степени. 4. Когда назначение было получено, капитан устроил банкет. - СПП с придаточной времени. 6. Он был удивительно стойкий, этот запах, держался несколько дней и исчез только в Риме, куда я ездил на несколько дней Неаполя. - ССП с придаточной места.
Типы сложноподчиненных предложений.
1. Проснулся я оттого, что один из моих путников дернул меня за руку. -СПП с придаточной причины. 3. Пустота ночей была так велика, что дневной свет не мог пересилить ее и отступал. - СПП с придаточной меры и степени.
4. Когда назначение было получено, капитан устроил банкет. - СПП с придаточной времени. 6. Он был удивительно стойкий, этот запах, держался несколько дней и исчез только в Риме, куда я ездил на несколько дней Неаполя. - ССП с придаточной места.