. Прочитайте отрывок из повести А. Гайдара «Тимур и его команда» и выполните задания письменно. «Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину…» Это мне, – громко объяснил Квакин. – С полным титулом, по всей форме, «…и его, – продолжал он читать, – гнуснопрославленному Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой…» Это тебе, – с удовлетворением объяснил Квакин Фигуре. – Эк они завернули: «гнуснопрославленный»! Это уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще, «…а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум». Это что такое, я не знаю, – насмешливо объявил Квакин. – Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.
– Это такое международное слово. Бить будут, – объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.
– А, так бы и писали! – сказал Квакин. – Читаю дальше. Пункт первый: «Ввиду того что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак – красная звезда, и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем…»
– Ты посмотри, как, собаки, ругаются! – смутившись, но пытаясь улыбнуться, продолжал Квакин. – А какой дальше слог, какие запятые! Да! «…приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий».
Выдержан ли деловой стиль в этом документе? За счёт чего возникает комический эффект? Выпишите из текста слова в 2 столбика: а) характерные для официально-делового стиля; б) слова, недопустимые в этом стиле.
2. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (В.Короленко).
3. Вавила бросил что-то в костер, притоптал – и тотчас же стало очень темно (А.Чехов).
4. Треск разрываемой рубахи – и Гаврила лежал на песке, безумно вытаращив глаза (М.Горький).
5. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими и пятна солнца, прорвавшиеся сквозь листву на столики, освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки (К.Федин).
6. Но Леля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (К.Паустовский).
7. Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину (А.Чехов).
8. Все, в чем была хоть искра красоты, было духовно близко, родственно Стасову, возбуждало и радовало его (М.Горький).
9. Последним пришел знакомый садовник из нашего городка, что был расположен в тридцати километрах вверх по реке (К.Паустовский).
10. Вагонный быт в дороге дальней, как отмечалось до меня, под стать квартире коммунальной, где все жильцы – почти родня (А.Твардовский).
11. Особенная тишина, какой никогда не бывает в городе, не давала спать (К.Симонов).
12. По случаю волнения на море пароход пришел поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался (А.Чехов).
13. Как ни старался я приехать засветло к тому месту на шоссе, от которого нужно поворачивать направо, ночь застала меня в пути (В.Солоухин).
14. И если все кончится хорошо и вам понадобится моя жизнь, она, конечно, будет ваша (К.Паустовский).
15. Она выслушала его доводы, и, когда он стал говорить, что война принесла перемены, что его присутствие причинит заботы и нарушит привычки, что он тревожится за нее, - словом, все что ему приходило на ум, - глаза старухи устремились на него (В.Ажаев).
16. Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя этим утишить боль (К.Симонов).
17. А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (К.Симонов).
18. Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (М.Лермонтов).
19. Он видел: вставала земля из пепла, непокоренная земля, неистребимая жизнь (Б.Горбатов).
20. В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее тут же заворачивают вам в бумажку (В.Маяковский).
21. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет во двор, и шмыгнул в огород (А.Фадеев).