Прочитайте отрывок из повести белорусского писателя И.М. Фёдорова (псевдоним Янка Мавр) «Сын воды». Опишите действующих лиц, их образ жизни. … Народ этот, фуиджи, как зовут его европейцы, с давних пор живёт в западной части Огненной Земли и на ближайших островах – в районе Магелланова пролива. Если бывают люди гор, степей, люди лесов, то фуиджи – это люди моря. Они рождаются, живут и умирают на воде, на море.
Живётся им, конечно, несладко. Почему же тогда они выбрали именно такой образ жизни?
Да потому, что на земле ещё хуже. Лучше всю жизнь ощущать под ногами зыбкое дно лодки, чем сидеть на голых камнях среди воды. Поэтому фуиджи навсегда связали свою жизнь с водой.
И на всём их облике лежит отпечаток этой необычной жизни.
Цвет кожи грязно-жёлтый, лицо широкое, глаза узкие, а нос ровный, прямой, даже красивый. Волосы чёрные, длинные, спускаются вниз, как кора, и если бы их не вырывали спереди, человек и свету не видел бы.
Тут же, в лодке, было и всё имущество семьи: глиняные горшки, плетёные мешочки, ножи, орудие. Утварь была самая разная: из камня, и из кости, и из морских раковин. Как-то попал сюда ржавый топор. Да что топор, тут был даже длинный кусок железа с крюком на конце и с дырками посредине – наверно, с какой - нибудь стройки . И настоящее богатство – два железных гвоздя.
Однако больше всего семья Тайдо дорожила очагом. Посреди лодки, довольно широкой, была насыпана земля, и на ней раскладывался огонь.
Проанализировав статью академика С. Вавилова "Михаил Васильевич Ломоносов" мы можем выделить следующие морфологические и синтаксические особенности научного стиля:
Морфологические:
1. Научный стиль характеризуется явным преобладанием имени над глаголом. Глаголы заменяются словосочетанием (отглагольное сущ., несущее смысл +связка) Например, вот такое предложение из статьи: «Длинная череда физико-химических опытов, работа в мозаичной мастерской с тысячами пробных плавок цветного стекла, с кропотливой компоновкой громадных мозаичных картин сменяются изобретением и изготовлением всевозможных оптических приборов, телескопов, перископов, фотометров, с самостоятельной отливкой сплавов для зеркал, с продумыванием подробностей механических конструкций, с управлением целым штатом механиков, столяров, оптиков, химиков».
2. Отвлеченность и обобщенность научного стиля выражается в широком употреблении существительных среднего рода: например, «Общее культурное влияние Ломоносова огромно».
3. Для научного стиля характерно употребление единственного числа в значении множественного: «Если бы сетчатка человеческого глаза не меняла своих свойств при очень большом ослаблении света, то Эпинус был бы вполне прав: яркость изображения, получаемого на сетчатке глаза, совсем не зависела бы (для предметов конечных размеров) от применяемой оптики».
4. Абстрактные и вещественные существительные в научном стиле употребляются в форме множественного числа, приобретая конкретное значение: « сейчас трубы с большим увеличением для ночных наблюдений («ночезрительные трубы») – весьма рас предмет вооружения.
5. Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в функции определения: «Если бы сетчатка человеческого глаза не меняла своих свойств при очень большом ослаблении света, то Эпинус был бы вполне прав: яркость изображения, получаемого на сетчатке глаза, совсем не зависела бы (для предметов конечных размеров) от применяемой оптики.
6. В научной речи употребляются преимущественно аналитические формы сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных : «приобретал новые черты и становился все более значительным и величественным».
7. Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Выступают в отвлеченном временном значении: «Одновременно Ломоносов продолжает физико-философские записи»
8. Среди личных форм глагола преобладает 3 лицо мн.ч.: « Он пишет «Краткий российский летописец с родословием» и «Древнюю Российскую историю от начала Российского Народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года», составляет «Российскую грамматику», по которой учились лет сто спустя после Ломоносова.
Синтаксические:
1. В научном стиле часто употребляются сложные предложения и осложненные причастными и деепричастны-ми оборотами, обособленными определениями, вводными конструкциями. Помещая между глазом и предметом в ночных условиях зрительную трубу с большим увеличением (деепричастный оборот), мы увеличиваем яркость изображения на сетчатке и повышаем так называемую разрешающую силу, вследствие чего предметы, не видимые без трубы, становятся различимыми.
2. Используются вводные слова: «Академикам-математикам приходилось, например (вводное), издавать древнерусские летописи.
3. Преобладает прямой порядок слов: «Такие современники, как великий Эйлер, близко знавший научную деятельность Ломоносова, исключительно высоко оценивали его».
4. Предложения с однородными членами: «В его занятиях мозаикой слились химические знания, оптические взгляды, художественные вкусы, исторический восторг перед Петром I, которого Ломоносов постоянно изображал и воспевал
1) Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.
[- =, = ], и [- = ], а [- = ], а [- = ]
2) И — ни тропинки, ни следочка!
[ - = ]
3) Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.
[- = ]: [ = -]
4) А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то.
[- = ], где [ - = ], где [ - =, = ], где [ = -]
5) Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.
[ = = ], и [ - = ], пока [ = - ]