Прочитайте отрывок из повести «История одной ночи» Б.Момышулы и выполните задания
-Вот видите, сколько еще перед нами…- отмерив расстояние до Высоцка, сказал генерал. И противник неслабый. Он нам не даст этих селений, все теплые места у него в руках… А мы с вами по лесам и заснеженным полям. Наши солдаты уже месяц под крышами не были, - с болью в голосе произнес он. – Мог ли кто знать, насколько вынослив наш советский человек! Боялся я, думал –всю дивизию заморожу. А ведь еще ни один не замерз? – оживившись, с генерал.
- В походах и боях, товарищ генерал, не замерзнешь! «Для воина седло –подушка, постелью служит лед, а одеялом -снег», - так у нас говорят, товарищ генерал.
- Хорошо сказал ваш народ. Так значит, вытянем, капитан? Заставим немцев по морозу бегать? Запомните: в лоб брать деревню –значит, иметь много потерь. Если же обойти деревню, то враг, испугавшись, сам побежит с теплого местечка. А когда он выйдет на голый снежок, тут-то, на равных условиях вступим в бой… Но помните: если вы упустите часть немцев, они в следующей деревне удвоят гарнизон… Вы же тогда упустили в Свинухово.
-Я их не так много упустил, товарищ генерал.
- От вас ушло пятьдесят, от другого сотня, от третьего десятков шесть – вот и больше двухсот набралось. Нам, командирам, четыре правила арифметики помнить положено. Все время в уме да с карандашом в руках подсчитывать приходится. Ведь тактика – не арифметика, в тактике не всегда дважды два –четыре и трижды три –девять. У тактики свой закон – закон искусства. Дайте вашу карту.
Я вынул карту. Генерал положил ее перед собой, старательно разгладил.
-Повернуть хочу ваш полк, -подумав сказал он. – Да, не хотел я этого делать, но приходится. Противник на то и противник, чтобы взять его неожиданно. Если бы не эти прятки да догадки, разве война была бы войной? Вот разгадать бы, о чем этот подлец думает, уловить бы его мыслишки. – Он лукаво посмотрел в мою сторону, - это и называется дальновидность командира…
Задания к тексту.
1.Найдите предложение, передающее основную мысль текста (1 б)
2.Поясните второстепенную мысль текста своими словами. Приведите один аргумент из текста. (1б)
3.Определите жанр текста. Укажите его признаки. (2 б).
4.Выпишите из текста изобразительно-выразительные средства (2-3) - (1б)
Подчеркни орфограммы.
Дома
Я учу (сочетания ЧУ-ЩУ пишем через букву У) уроки. На столе (предлоги с сущ-ными пишутся раздельно) книги и альбом. Малыши (сочетания ЖИ-ШИ пишем через букву И) Алёна (имя собственное пишется с заглавной буквы) и Дима (имя собственное пишется с заглавной буквы) играют. Они строят (глагол СТРОИТЬ - 2 спр., пишем окончание -ЯТ) башню из кубиков (предлоги с сущ-ными пишутся раздельно). Собака (словарное слово, запоминаем) Тёпа (имя собственное пишется с заглавной буквы) лапой сломала (безударная гласная в корне, проверяем словом ЛОМКА) башню.
Озаглавь. Раздели текст на абзацы и озаглавь каждый абзац.
Летний дождь
Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла и потрескалась. Реки и озера обмелели. Ручьи почти совсем исчезли.
Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться черные тучи. Все говорило о приближении дождя.
Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи.
Летний дождь
1. Засуха. ИЛИ: В ожидании дождя.
2. Погода меняется.
3. Долгожданный дождь.