Прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
1. Определите, какое место занимает в композиции повести этот эпизод?
2. Определите, какое изобразительно-выразительное средство использует автор в следующих примерах: «весёлая красавица», «ненаглядная Оксана», «продолжала гордая красавица». С какой целью используется этот троп?
ТЕКСТ
Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другою и хохотала без умолку.
С какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума. — Э, Одарка! — сказала веселая красавица, оборотившись к одной из девушек, — у тебя новые черевики! Ах, какие хорошие! И с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевики. — Не тужи, моя ненаглядная Оксана! — подхватил кузнец, — я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит. — Ты? — сказала, скоро и надменно поглядев на него, Оксана. — Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица. — Видишь, каких захотела! — закричала со смехом девичья толпа. — Да, — продолжала гордая красавица, — будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.
2пробормотал Алексей, сопротивляясь осторожно подталкивающей руке Никиты.
3Эти "опасные" глаза и заставили Оленева выставить руку, отводя острие шпаги от груди изумленного Белова.
4Шпага чиркнула по раскрытой ладони и повисла, опущенная к полу.
5Вид дрожащего лезвия не столько испугал его, сколько обескуражил.
6Распаленный Алексей, который забыл, что у него в руках, решил, что ему хотят помешать объясниться с Котовым.
7Шпага кончиком сорвала парик, украшавший голову учителя.
8Кончил перевязывать носовым платком кровящую ладонь.
9Молодой князь поднял глаза и, увидев лысую, гладкую, как кувшин, голову и обалдевшее лицо Котова, расхохотался.
10Эхо рассыпалось по коридорам, как сыгранная на трубе гамма.
2. Да и кто знает, может, это скромное серое платье и грубый плащ всего лишь маскарад, а под ним скрывается представительница высокого рода, бежавшая от неправедного гнева родителей или несправедливых преследователей.
3. Шхуна была грязной, старой, тесной посудиной, заваленной подозрительным грузом, который очень боялись подмочить.
4. На пятый день плавания отношения, сложившиеся между командой и пассажирами, смело можно было обозначить таким словом, как ненависть.
5. Еще был мелкий, пожилой человек, называющий себя бароном.
6. Адриан перенес своего хозяина в помещение, гордо называемое каютой.
7. Главной бедой своей жизни считала она не казнь и ссылку матери, не потерю богатства, не трудности и лишения, выпавшие на ее долю во время бегства с Брильи, а то, что отвратила от нее свой лик государыня Елизавета, запретив появляться при дворе.
8. Полуразвалившиеся деревянные ворота, выполненные в виде арки, не имели створок, за домом скрывалось некоторое подобие сада. Одна
9. Последнее он знал точно, потому что накануне получил послание Мюллера, изящное, каллиграфически написанное письмецо.
10.. Конечно, Мадонна есть Мадонна, сидит она в рощице дерев, находящихся в полном цвету, представлены там еще и птички, порхающие на древесных ветвях.