Прочитайте отрывок из произведения "Панорама Москвы". Какие типы речи вы можете выделить в этом тексте?
2. Выпишите по одному предложению с разными подчинения придаточных. Охарактеризуйте предложения, составьте их схемы.
Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве. У Москвы есть своя душа, своя жизнь.
О, какое блаженство , взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого, пожирать очами этот огромный муравейник, где суетятся люди, для вас чуждые, где кипят страсти, вами на минуту забытые!. . Какое блаженство разом обнять душою всю суетную жизнь, все мелкие заботы человечества, смотреть на мир – с высоты!
На север перед вами, в самом отдалении на краю синего небосклона, немного правее Петровского замка, чернеет романическая Марьина роща, и пред нею лежит слой пестрых кровель. На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада – Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе!
Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесенные чугунными решетками, бесчисленные главы церквей, шпицы колоколен с ржавыми крестами и пестрыми раскрашенными карнизами.
Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!. .
На восток картина еще богаче и разнообразнее: за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами, являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой дивятся все иностранцы .
К югу, под горой, у самой подошвы стены кремлевской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя: этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!
На западе одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьевы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуей.
Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? . .
Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, холодные столбы и плиты которого столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса.
Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. . . Надо видеть, видеть. . . надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!. .
такое дарование, как жизнь
К примеру, он
такую вещь, как наше
(вообще мне это предложение не очень нравится, давай переформулируем, чтобы стало меньше воды. "В качестве примера он приводит появление на свет человека.Люди встретились в определенное время в определенном месте, и зародилась новая жизнь.", что-то вроде.)
подчинение какому-нибудь закону или правилу
"Это даже не совсем случайность, а подчинение какого-нибудь закона или правила. Другими словами можно сказать,что случайность - это вовремя не выявленная закономерность. " - слушай, а это зачем? Этого у автора нет, и проблема другая. Давай это вообще уберем.
В качестве примера автор рассказывает - если будешь писать с моими правками, "в качестве примера" можно убрать, чтобы не повторялось.
Не бойся цитировать частично текст! Когда ты кратко описываешь отношение автора к проблеме, цитата только поощряется.
который, не имея ни рук, ни ног,
"смог все же заниматься любимым делом" - м, понимаешь, в чем ерунда, он не просто смог заниматься любимым делом. Он еще и много хорошего людям с своего таланта сделал, ту же церковь расписал, это тоже надо написать.
Публицист считает,что человек часто или не понимает ценность дарованной ему жизни, или относится к ней легкомысленно. Ведь мы рождены,чтобы реализовать свои силы, заложенные в нас природой,чтобы плодами своих трудов радовать людей. - а вот это хороший абзац, серьезно.
После него с нового абзаца нужна фраза "Не могу не согласиться с автором высказывания", или что-то вроде того. Ну и дальше сразу примеры.
"На примере Григория Журавлёва хочу рассказать похожую историю. Она" - давай покороче. Похожая история описывается Б.Н.Полевым в повести... - и так далее.
"Главный герой Алексей Мересьев управлял самолётом при протезов." - напиши ты, что у него рук не было.
Мересьев - пример того
Небольшое замечание:если видишь, что конструкции по типу "такую вещь, как", "какого-нибудь", "что-нибудь", "то, что", "можно сказать, что" можно смело из текста выбросить, и сочинение от этого не пострадает - выбрасывай смело.
Насчет примера сейчас подумаем. А почему второй из жизненного опыта? Можно же два из литературы, или из фильма там.
Переносное значение слов образуется при перемещении признаков,свойств одного предмета,явления на другой.
Красивый закат - "закат" жизни , кленовый пень - "пень" бездушный ,ключ от замка - "ключ" к загадке, на примерах видно,что в первом словосочетании слова употреблены в прямом смысле,а во втором-в переносном.
Очень часто мы употребляем существительные в переносном смысле и в нашей речи,это подчёркивают образность ,расширяет представление о предметах ,углубляет понимание образов.На основе переносного смысла слов создаются художественные средства выразительности ,тропы ,такие как метафоры ,сравнения ,эпитеты,которые вошли в наш лексикон.Одно существительное,в переносном смысле, может заменить целую фразу,а порой и несколько предложений."Осёл" и всем понятно,что речь идёт об упрямом человеке,глупом поступке и нежелании исправлять недоразумение. "Жаворонок" и "сова" подсказывают нам об образе жизни,привычках,вставать и ложиться рано или поздно,вести ночной или дневной образ жизни,работо человека в то или иное время суток."Море" восторга может заменить множество впечатлений от концерта,спектакля,прочитанной книги или просмотренного фильма,а "буря" эмоций передаст состояние человека попавшего в стрессовую ситуацию,испытывающего противоречивые чувства или наоборот,получившего удовольствие от чего-либо."Вершина" славы поднимет спортсмена на пьедестал,героя запечатлит в истории."Подошва" горы перенесёт нас в Гималаи или к подножию Эльбруса , "стена" дождя не укроет нас от непогоды , друг "живчик" и подруга "зажигалка" всегда найдут выход из трудной ситуации,поднимут настроение и зарядят оптимизмом ,а "золото",а не человек окажутся рядом и протянут "руку"
Переносный смысл существительных очень разнообразен,употребляя их в речи ,мы придаём выражениям яркий смысл,более ёмко и гибко описываем наши впечатления,обогащая речь и делая язык ещё живее ,а смысл сказанного-глубже.