Прочитайте отрывок из рассказа Гаршина «Художники» (VI. РЯБИНИН) «Уже две недели, как я перестал ходить в академию: сижу дома и пищу. Работа совершенно измучила меня, хотя идет успешно. Следовало бы сказать не хотя, а тем более, что идет успешно. Чем ближе она подвигается к концу, тем все страшнее и страшнее кажется мне то, что я написал. И кажется мне еще, что это - моя последняя картина.
Вот он сидит передо мною в темном углу котла, скорчившийся в три погибели, одетый в лохмотья, задыхающийся от усталости человек. Его совсем не было бы видно, если бы не свет, проходящий сквозь круглые дыры, просверленные для заклепок. Кружки этого света пестрят его одежду и лицо, светятся золотыми пятнами на его лохмотьях, на всклоченной и закопченной бороде и волосах, на багрово-красном лице, по которому струится пот, смешанный с грязью, на жилистых надорванных руках и на измученной широкой и впалой груди. Постоянно повторяющийся страшный удар обрушивается на котел и заставляет несчастного глухаря напрягать все свои силы, чтобы удержаться в своей невероятной позе. Насколько можно было выразить это напряженное усилие, я выразил. Иногда я кладу палитру и кисти и усаживаюсь подальше от картины, прямо против нее. Я доволен ею; ничто мне так не удавалось, как эта ужасная вещь. Беда только в том, что это довольство не ласкает меня, а мучит. Это - не написанная картина, это - созревшая болезнь. Чем она разрешится, я не знаю, но чувствую, что после этой картины мне нечего уже будет писать. Птицеловы, рыболовы, охотники со всякими экспрессиями и типичнейшими физиономиями, вся эта "богатая область жанра" - на что мне теперь она? Я ничем уже не подействую так, как этим глухарем, если только подействую...
Сделал опыт: позвал Дедова и показал ему картину. Он сказал только: "ну, батенька", и развел руками. Уселся, смотрел полчаса, потом молча простился и ушел. Кажется, подействовало... Но ведь он все-таки - художник.И я сижу перед своей картиной, и на меня она действует. Смотришь и не можешь оторваться, чувствуешь за эту измученную фигуру. Иногда мне даже слышатся удары молота... Я от него сойду с ума. Нужно его завесить.Полотно покрыло мольберт с картиной, а я все сижу перед ним, думая все о том же неопределенном и страшном, что так мучит меня. Солнце заходит и бросает косую желтую полосу света сквозь пыльные стекла на мольберт, завешенный холстом. Точно человеческая фигура. Точно Дух Земли в "Фаусте", как его изображают немецкие актеры.
...Wer ruft mich?
[Кто зовет меня? (нем.)]
Кто позвал тебя? Я, я сам создал тебя здесь. Я вызвал тебя, только не из какой-нибудь "сферы", а из душного, темного котла, чтобы ты ужаснул своим видом эту чистую, прилизанную, ненавистную толпу. Приди, силою моей власти прикованный к полотну, смотри с него на эти фраки и трэны, крикни им: я - язва растущая! Ударь их в сердце, лиши их сна, стань перед их глазами призраком! Убей их спокойствие, как ты убил мое...
Да, как бы не так!.. Картина кончена, вставлена в золотую раму, два сторожа потащат ее на головах в академию на выставку. И вот она стоит среди "полдней" и "закатов", рядом с "девочкой с кошкой", недалеко от какого-нибудь трехсаженного "Иоанна Грозного, вонзающего посох в ногу Васьки Шибанова". Нельзя сказать, чтобы на нее не смотрели; будут смотреть и даже хвалить. Художники начнут разбирать рисунок. Рецензенты, прислушиваясь к ним, будут чиркать карандашиками в своих записных книжках. Один г. В. С. выше заимствований; он смотрит, одобряет, превозносит, пожимает мне руку. Художественный критик Л. с яростью набросится на бедного глухаря, будет кричать: но где же тут изящное, скажите, где тут изящное? И разругает меня на все корки. Публика... Публика проходит мимо бесстрастно или с неприятной гримасой; дамы - те только скажут: "ah, comme il est laid, се глухарь" [Ах, как он уродлив, этот глухарь (фр.)], и проплывут к следующей картине, к "девочке с кошкой", смотря на которую, скажут: "очень, очень мило" или что-нибудь подобное. Солидные господа с бычьими глазами поглазеют, потупят взоры в каталог, испустят не то мычание, не то сопенье и благополучно проследуют далее. И разве только какой-нибудь юноша или молодая девушка остановятся со вниманием и прочтут в измученных глазах, страдальчески смотрящих с полотна, вопль, вложенный мною в них...»
Задания
1.Выделите в отрывке ключевые слова.
2.Найдите в тексте причастия и деепричастия, определите их роль в данном отрывке.
3.Определите, какая проблема затронута в данном фрагменте.
4.Выразите свое мнение по отношению к поднятой проблеме, опираясь на свой жизненный опыт.
5.Перескажите содержание текста, опираясь на ключевые слова.
6.Используйте в пересказе причастия и деепричастия.
Часть речи
Часть речи слова Якутской — имя прилагательное.
Морфологические признаки
Начальная форма: якутский (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: относительное;
Непостоянные признаки: единственное число, родительный падеж, женский род, полная форма.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Часть речи
Часть речи слова свежий — имя прилагательное.
Морфологические признаки
Начальная форма: свежий (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: качественное;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Часть речи
Часть речи слова берёзовый — имя прилагательное.
Морфологические признаки
Начальная форма: берёзовый (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: качественное;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Общее образование
Профессиональное образование
B
Введите поисковой запрос
Расширенный поиск
ВОЙТИ / ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам
ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. ЧАСТЬ II: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ II КУРСА
Автор/создатель: Константинова Л.А., Гончарова Н.Н., Щенникова Е.П.
Голосов: 0
Вторая часть учебного пособия "Грамматика русского языка" содержит грамматический материал, предусмотренный для изучения на втором курсе программой по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на нефилологических факультетах. Пособие включает два раздела: "Синтаксис сложного предложения" и "Морфология". Теоретический материал подается в виде грамматических комментариев. Система упражнений формированию языковых навыков и речевых умений. Настоящее пособие предназначено для иностранных студентов, изучающих русский язык на продвинутом этапе.
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Страницы ← предыдущая следующая →
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
4. Верить хотелось, ибо книги внушали мне веру в че-
ловека (М. Горький).
5. Благодаря тому что был применен новый метод, нор-
мы перевыполнялись.
6. Из-за того что студент нерегулярно посещал занятия,
он не смог сдать экзамены в срок.
7. Оттого нам невесело и смотрим мы на жизнь так
мрачно, что не знаем труда (А. Чехов).
Задание 14. Прочитайте данные предложения с пра-
вильной интонацией.
1. Ждать больше нельзя, потому что до отхода поезда
остается очень мало времени. Ждать больше нельзя потому,
что до отхода поезда остается очень мало времени.
2. Часа в три утра я проснулся, оттого что увидел кош-
марный сон. Часа в три утра я проснулся оттого, что увидел
кошмарный сон.
Задание 15. Закончите предложения придаточными
причины.
1. Дети вчера не гуляли, …
2. Всем было весело, …
3. Книга не понравилась мне, …
4. Мы поехали не на автобусе, а на такси, …
5. Саша вернулся домой поздно, …
6. Мы хотим до сдать сессию, …
7. Мы очень обрадовались, ...
Задание 16. Образуйте из каждой пары простых пред-
ложений сложное с союзами «потому что», «так как».
1. Ярко светило солнце. Снег быстро таял.
2. Он был болен. Он не был на занятиях.
91
3. Было уже поздно. Мы пошли домой.
4. Деревья стали желтеть. Приближалась осень.
5. Тучи закрыли небо. Стало совсем темно.
6. На факультете никого не было. Занятия давно кончи-
лись.
7. Существовала угроза наводнения. Вода в реке сильно
поднялась.
Задание 17. Замните простые предложения сложными.
Образец. Дети не пошли в школу из-за сильного мороза.
– Дети не пошли в школу из-за того, что был сильный мороз.
1. Мальчик учится хорошо благодаря хорошим
ностям и усидчивости.
2. Студентка сделала ошибку по невнимательности.
3. От скуки он стал играть в компьютерные игры.
4. Асфальт был мокрым от дождя.
5. От множества мягкой и красивой мебели в комнате
было тесно (М. Горький).
6. Свежая листва зашевелилась от набежавшего ветерка
(Л. Толстой).
7. Луговые цветы в этом году благодаря постоянным
дождям необыкновенно ярки и пышны (М. Пришвин).
Задание 18. Переделайте данные предложения по об-
разцу.
Образец. Брат скоро выздоровел, потому что строго вы-
полнял все советы врача. – Брат скоро выздоровел благодаря
строгому выполнению всех советов врача. – Брат скоро вы-
здоровел благодаря тому, что строго выполнял все советы
врача.
1. Мы успешно сдали экзамены, потому что регулярно
занимались в течение семестра.
92
2. Задание было выполнено качественно и в срок, пото-
му что коллектив работал дружно и слаженно.
3. Дети устали, потому что прогулка длилась долго.
Задание 19. ответьте на вопросы. Используйте слож-
ные предложения.