Прочитайте отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками». (1) Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. (2) Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! (3) И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. (4) Он шел прямо к бедной девочке, но… (5) спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.
(6) Девочка зажгла еще одну спичку. (7) Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. (8) Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. (9) Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. (10) Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. (11) Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. (12) Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.
(13) "Кто-то умер", — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: "Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к Богу".
(14) Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.
(15) — Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! (16) Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!
(17) И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! (18) И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. () Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. (19) Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к Богу.
(20) Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. (21) Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.
(22) — Девочка хотела погреться, — говорили люди. (23) И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.
2) Выполните задания по тексту. Выпишите:
1) Из предл. 1– числительное;
- сравнение (что и с чем сравнивается).
2) Из предл. 2 однородные члены предложения.
3) Из предл. 3 прилагательное со степенью сравнения. С какой именно?
4) Из предл. 8 прилагательное со степенью сравнения. С какой именно?
5) Из предл. 9 – числительное
- метафоры
6) Из предл. 11 слово с пре- в корне.
7) Из предл. 13 фразеологизм.
8) Из предл. 14 эпитеты.
9) Из предл. 19 собирательное числительное.
10) Из предл. 20 – краткое прилагательное
- метафоры.
В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.
Что же это за средства? Что они собой представляют?
Известный русский лингвист А.Б. Шапиро характеризует их таким образом:
«В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, — наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов».
Автор цитаты, называя тон, темп, тембр голоса, имеет в виду интонацию, которая играет значительную роль в устой речи.
Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация — явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.
Вспомним основные элементы интонации:
1)мелодика речи (повышение и понижение голоса);
2)логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова);
3) пауза (временная остановка речи);
4) темп (скорость речи);
5)тон (звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональные оттенки, - тон весёлый, игривый, мрачный и т. п.)
Слайд №3
Обратите внимание, какими значками обозначаются основные элементы интонации.
Слайд №4
2.Словарно-орфографическая работа.
Обратим внимание на этимологию слова интонация.
ИНТОНАЦИЯ. Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где intonation -лат. intonatio, суф. производного от intonare "шуметь, греметь" (от tonus "тон).
Слайд №5
3.Упр.250
- Каким тоном можно произнести одну и ту же фразу?
- Попробуйте записать как можно больше имён прилагательных к слову тон.
- Изучите словарную статью тон словарика эпитетов. Сравните её со своим списком. Дополните его теми эпитетами, которые характеризуют тон, соответствующий нормам речевого этикета.
Проверим выполнение работы.
Слайд №6
текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. в отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.
как выделить основную мысль текста? нюансы есть несколько нюансов, которые нужно учитывать в процессе определения основной мысли текста. важно при чтении материала сразу обращать внимание на тема-рематическую цепь, следить за развитием логики повествования. тема – это известные данные, рема – новая информация. зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл.просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.при чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. в ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом. соединение анализа и синтеза – лучший вариант изучения любого материала. алгоритм определения основной мысли текста существует определённый алгоритм, по которому определить основную мысль текста не составит труда. прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? что его интересует? в теме должен быть обозначен предмет речи. зачастую она отражается в заголовке. стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.постарайтесь определить главную автора. ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? возможно несколько вариантов: автор акцентирует внимание на актуальном вопросе; в тексте выражено авторское отношение к проблеме; автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия? как освещаются проблемы автором? какова его позиция? как именно автор оценивает явления и предметы? таким образом вы определите идею текста, его основное направление, цель повествования.постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? какова аргументация автора? какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку? найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.определите в тексте авторские выводы. иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор. в тех случаях, когда основную мысль текста требуется определить не в рамках учебной программы, а для собственных целей (улучшения восприятия, ускорения запоминания материала), её можно записать своими словами.