Прочитайте отрывок из статьи Д.С. Лихачева. Можно ли на
основании этого текста сделать вывод об особенности научного стиля речи?
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СЛОВАМИ
1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку
художественной литературы.
2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в
случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В
научной работе образность — только педагогический прием привлечения
внимания читателя к основной мысли работы.
3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен
замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.
4. Главное достоинство научного языка — ясность.
5. Другое достоинство научного языка — легкость, краткость, свобода
переходов от предложения к предложению Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть
краткие, переход от одной фразы к другой — логическим и естественным,
«незамечаемым».
7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать
написанное вслух для себя.
8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему
они относятся, что они «заменили».
9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное
понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда
термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности
языка.
10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли.
Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой
остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и
читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.
Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем
наоборот, различие лучше, чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий.
Вообще будьте осторожны со словами, которые сами лезут под перо,—
словами-новоделами.
Железнодорожная станция встречает темной ночью человека, вернувшегося с войны.
Он пропал без вести. Теперь, спустя три года, израненный и контуженный он стремился домой. Из тьмы выскочил кто-то большой и лохматый. «Волк!» – мелькнуло в голове. Но зверь, напугавший человека, вдруг принялся лизать ему руки и лицо. «Найда? Узнала?!! Родная!» - зашептал солдат сквозь слезы.
Собака бы узнала это запах среди сотен других. Она остановилась, принюхалась и бросилась по следу, затерявшемуся три года назад.
Он вернулся! Так звучал в ночи восторженный лай собаки. Об этом думала жена, узнав в темноте любимые родные руки. Этот шум разбудил соседей. Радость, рвущаяся из счастливых сердец, повлекла их к дому, к чужому счастью. Каждый хотел прикоснуться, поплакать о своем, узнать, что черные годы навсегда миновали.
предложения с придаточными обстоятельственными
Калитка громко заскрипела, будто никто не открывал её уже долгое время.
Если ребята развели костёр, можно готовить ужин.
У лодки было только одно весло, так что плыли мы вдвое дольше обычного.
Пока не ударил мороз, нужно принести воды из родника.
Вишни всё не зацветали, хотя снег уже давно сошёл.
Чтобы войти в личный кабинет, нужно знать логин и пароль.
предложения с придаточными определительными
Здание, которое находится на набережной у родника, относится к объектам культурного наследия.
На нашей планете ещё сохранились места, куда не ступала нога человека.
Они вышли на поляну, которая в лунном свете выглядела совершенно иначе.
предложения с придаточным изъяснительным
Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды. (Л. Н. Андреев)
Я вас спрашиваю, чего хотят добиться эти революционеры и разные там студенты, или… как их там? (А. И. Куприн)
Сегодня же я узнал, что ваши билеты в залоге. (А. П. Чехов)
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита. (Ф. И. Тютчев)