Прочитайте предложения и выпишите то, в котором есть придаточное изъяснительное: (1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его,
взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного
сражения. (2) ...Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций
неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но
путь ему преградила огромная толпа, (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы.
(5) Пришлось адъютанту Барклая обнажить сaблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6)
Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7)
Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до
конца, даже если приходится в одиночку. (8) и еще, может быть, Барклая утепила
надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по
заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который
угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы. (10) Мне вдруг стало
страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной
пропасти. (11) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились
на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (11)
Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него
почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна.
В языкознании уже давно утвердилось положение: язык – это система знаков, код; речь – это индивидуальное психофизическое явление, это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего. Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида.
За время наших встреч мы уже неоднократно упоминали имя выдающегося мыслителя, ученого В. фон Гумбольдта. И вновь мы начинаем разговор о языке со слов этого языковеда: «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности»; язык же «есть средство преобразования субъективного в объективное», поэтому язык «следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс» (1989, с. 90).
Но наиболее четко впервые в языкознании понятия «язык» и «речь» разграничил Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики»), когда разделил «понятия «язык» (langue) и «речь» (parole) как две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений» (Кацнельсон 2002, с. 95).
Язык в понимании Соссюра – это совокупность «означаемых» и «означающих», реализация которых в речевой цепи и составляет сущность речи, а речь – это процесс выражения мысли средствами языка, реализация языковой потенции. Характерное свойство речи – свобода комбинаций (1977).
Проблема соотношения языка и речи в дальнейшем развивалась в трудах выдающихся языковедов (А. Сеше, Л. Ельмслева, Г. Гийома, А.И. Смирницкого, Л.В. Щербы, Есперсена Брюно, Звегинцева, Кацнельсона, Мещанинова и др.).
Но вплоть до середины 60-х годов XX века языкознание преимущественно было сосредоточено на изучении языковой системы. Начиная с указанного периода, центр исследований стал смещаться в сторону речевой деятельности, анализа процессов говорения и понимания, построения высказываний, связанных текстов, дискурса.