Прочитайте предложения. Найдите в них грамматические основы и определите роль союзов.
Выпишите сначала те предложения, где союзы соединяют однородные члены, затем предложения,
где союзы соединяют предложения в составе сложного. Вставьте пропущенные буквы.
1. Камень не пок...тился по обрыву, а пол...тел по воздуху. 2. Мои спутники
отправились на поиски сухих веток для к...стра, ая остался около п...латки.
3. Брызнули лучи весе...его солнца и заиграли на воде золотом и радугой.
(М. Горький) 4. Окна в сад открыты, и оттуда доносится зап...х черёмухи.
5. Пр...зрачный лес один ч...рнеет, и ель сквозь иней з...ленеет, и речка подо льдом
бл...стит. (А. Пушкин) 6. Морозный воздух пр... зрачен и чист. 7. То солнце тусклое
бл...стит, то туча ч...рная висит. (А. Пушкин) 8. Земля осн...вательно промёрзла, но
снег ещё не выпал. 9. Несколько дней художник работал над к...ртиной, но н...кому
её не показывал.
Белокаменный, кофемолка, генерал-майор, спецодежда, мореплаватель, лечебно-физкультурный, продавец-консультант, небесно-голубой, юго-запад, восьмиэтажный, автопортрет, шкаф-купе, вагоноремонтный, шапка-неведимка, агрокомплекс, фотосессия, мотоспорт, оливково-желтый, добродушный, кареглазый, микрочастица, диван-кровать, северо-восток, пароварка, кресло-качалка, фотомонтаж, кинопроект, авиатрансорт, темно-синий, красногрудый, пятиконечный, взлетно-посадочный, дворцово-парковый, ковер-самолет, робко-доверчивый.
Несколько настораживает в образе Матрены Тимофеевны только то, что она идеальна, не обладает чисто человеческими изъянами. Но пусть нет недостатков, зато бесконечное изумление вызывают достоинства: терпение, стойкость, жертвенность, любовь. Любовь вообще нужно поставить на первое место. Матрена Тимофеевна — женщина к всепоглощающей любви и тем самым опровергающая все представления о крестьянах как о людях бездушных. (Речь идет о представлении помещиков, конечно.) Чувства ее к мужу остаются как бы на втором плане, зато на первый выступает ее безграничная любовь к детям. На этой любви и строится, в сущности, весь рассказ Матрены Тимофеевны, вся ее судьба.
Надо сказать, что в крестьянских семьях было обычно много детей и уделять каждому особое внимание было невозможно. Крестьянки совершенно не напоминали современных матерей, имеющих одного или двух детей и посвящающих им всю свою нежность. В связи с этим немалое удивление вызывает тот факт, что Матрена Тимофеевна испытывает к каждому ребенку поистине безграничную любовь. К сожалению, высший накал ее материнских чувств проявляется только в трагические моменты. Чего стоит, например, описание ее безысходного отчаяния при известии о смерти Демушки:
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку —
Да поздно было звать!..
В самом великом горе человек всегда хочет остаться один, но Матрену Тимофеевну не только не оставляют в покое, но и обвиняют в смерти родного ребенка! После похорон тоже нельзя отдаться своему отчаянию — страда, каждые руки в поле нужны. Самое поразительное, что эта женщина оказалась сильнее беды, даже когда несчастного мертвого ребенка «изрезали». Матрена перенесла это испытание, и, главное, навсегда сохранила Демушку в памяти. Вот что вызывает в ней восхищение — несмотря на груз забот, несмотря на все тяготы, она не забыла, сберегла в сердце дорогой образ.
Читателю кажется, что сильнее испытания, чем смерть ребенка, невозможно представить родителям. Но это оказывается не так. Матрене Тимофеевне приходится терпеть боль и унижение за другого своего сына, Федотушку. Хотя этот поступок и кажется нам неправдоподобным, но она ложится под розги, жертвует собой ради сына. На это лишь очень сильные и очень любящие матери. В наши времена такое самопожертвование вообще кажется нереальным. Сейчас в людях гораздо больше эгоизма, чем раньше. Некоторым трудно оценить жертву Матрены Тимофеевны, понять ее мотивы. А мотив только один — безграничная материнская любовь, с которой не сравнится ничто в целом свете.
Сколько слез пролила Матрена Тимофеевна за свою жизнь — трудно представить. Трудно представить и то, что она ни минуты не была счастлива, ведь внешние атрибуты человеческого счастья в ее жизни были: красота, муж, сыновья, уважение односельчан. Но сама она говорит о своей судьбе:
Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице...
А больше вряд когда!
Еще одна вещь привлекает в Матрене Тимофеевне помимо прекрасных черт ее натуры. Это стиль ее рассказа, который то и дело перемежается красивыми песнями. Стиль и, конечно, само содержание. Рассказ интересен хотя бы потому, что он представляет собой описание жизни в развитии, в действии. Для читателя это немаловажно. Сложно читать, скажем, длинные умозаключения, слишком затянутые философские рассуждения, скучно и неинтересно вслушиваться в мертвые социальные лозунги. Но никогда не надоест следить за простой человеческой жизнью, за ее горестями и радостями, взлетами и падениями. Такую возможность дают только образы Ермила Гирина и Матрены Тимофеевны.
Матрена Тимофеевна вызывает иногда сочувствие, иногда пробуждает сыновние чувства. Она, в первую очередь, мать. Это читатель ощущает на протяжении всего рассказа. От нее веет, теплом, уютом, домашним очагом. За ней можно быть «как за каменной стеной». Этот образ в поэме самый живой, близкий, теплый и родной.