Прочитайте предложения. составьте их схемы. спишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с последовательным подчинением, а затем - с соподчинением. 1. всем существом своим кутузов чувствовал, что страшный удар, в котором он вместе со всеми людьми напряг все свои силы, должен был быть смертельным. 2. каждому казалось, что та жизнь , которую он сам ведёт, есть одна настоящая жизнь. 3. с этого места ясно было , что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно, что французы обходят левое крыло. 4. мне кажется, что я был бы доволен, если бы чулан был версты за две. 5. когда я стал одеваться в церковь , оказалось, что моё платье не было перешито. 6. несмотря на то, что мне было стыдно перед господином, который из-за газеты с любопытством посматривал на меня, я съел чрезвычайно быстро пирожков восемь всех сортов. 7. для того, чтобы встать и уйти , я должен буду думать о том, куда поставить ногу. 8. как только я вошёл в аудиторию , я почувствовал, как личность моя исчезает в этой толпе молодых весёлых лиц.
1
1) [старик был так поражен его словами], (что всплеснул руками).
схема: [-- =], →насколько? в какой степени? →(
вид придаточного предложения: обстоятельственное меры и степени.
2) [впервые я услышал], (как шелестит лист, | поздней осенью с дерева (причастный оборот)|).
схема: [-- =], → что? →(как = |~|).
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
3) [нынче в пять часов утра, (когда я открыл глаза), ←когда? ←в окно моей комнаты повеяло запахом цветов].
схема: (когда =].
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное времени.
4) [должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях], (которые бегут под буреломом о мерцающих звездах).
схема: [ = ],→каких? →(
вид придаточного предложения: придаточное определительное.
5) [слышно было], (как мать звенела стаканами, |разливая чай (причастный оборот)|).
схема: [ = ],→что? →(как -- =, (~
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
6) [летят к вербе пчелы, бабочки], (потому что их привлекают душистые сережки).
схема: [ = --],→почему? →(потому что
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное причины.
7) [небо на востоке стало темнеть], (хотя солнце еще не ушло за горизонт).
схема: [ -- = ],→не смотря на что? →(хотя
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное уступки.
8) [я прежде всего должен высказать то], {в чем до сих пор не решался сознаться самому себе).
схема: [ -- = ],→что? →(в чём
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
9) (чтобы не заблудиться в лесах), [нужно знать приметы].
схема: (←зачем? с какой целью? ← [ = ].
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное цели.
10) [всю ночь мы лежали у костра и слушали], (как шумит море).
схема: [ -- = и = ],→что? →(как
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
2 .
(если бы природа могла чувствовать к человеку за то), (что онпроник в ее жизнь и воспел ее), [то прежде всего эта выпалабы на долю михаила пришвина].
тип подчинения: придаточное обстоятельственное условия " если бы природа могла чувствовать к человеку за то" зависит от сказуемого выпала (при каком условии? ) главной части, а придаточное изъяснительное "что онпроник в ее жизнь и воспел её" зависит от сказуемого могла чувствовать (что? ) придаточного обстоятельственного условия. это предложение с последовательным подчинением придаточных.
виды придаточных: придаточное обстоятельственное условия (; придаточное изъяснительное (
схема: (если →что? →( [-- =].
↑← при каком условии? ←↓
(от главного предложения ведем стрелку с вопросом к первому придаточному (если