Герольд Карлович, в каком возрасте вы начали писать художественные произведения?
Герольд Бельгер: Примерно с 8 класса я стал стихотворить. На казахском языке. Продолжалась эта блажь до первого курса. Однажды вечером меня осенило: это юношеская хворь, пора заканчивать. Стишки буквально вымучивал. Пару фрагментов моего стихотворного сочинительства можно найти в моих «Автобиографических эскизах» (изданы отдельной книжечкой, вошли в книгу «Бремя будней», печатались в «AMANATe»).
С какого жанра вы начали свою печатную деятельность?
Г.Б.: А начал с того, что писал заметки в районную газету (забыл уже, как она называлась) и в областную «Ленин туы». Что-то выходило с подписью «Гера Бельгер». Как-то заехал в аул корреспондент из области и стал распрашивать про девочку «Геру». А увидев тощего парнишку с длинным носом, сильно разочаровался: «Ой, это же немыс-бала. А я-то думал».
Вы заботливо восстановили родословное древо своей семьи. Более 20 ваших родственников погибли в трудармии. Отдельные семейные ветви оборвались?
Г.Б.: Конечно. Депортация нанесла страшный удар по немецким семьям.
Расскажите о человеке, ставшем прообразом Христьяна героя-носителя российско-немецкой интеллигентности в романе «Дом скитальца».
Г.Б.: У Христьяна из романа «Дом скитальца» несколько прообразов: педагог, фольклорист, писатель, методист В. Клейн, поэты Ф. Больгер и В. Гердт, историк-трудармеец И. Фрезе А внешний облик списан с моего дяди Христьяна Бельгера и двоюродного брата-учителя Вольдемара Бельгера (погиб в трудармии в 19 лет).
Девяностые годы - пора зрелости Чехова. Она начинается изумительным рассказом «Гусев», продолжается повестями «Дуэль», «Палата № 6», «Черный монах», «Три года», «Дама с собачкой». В ту же пору напечатаны «Попрыгунья», «В ссылке», «Убийство», «Белолобый», «Ариадна», пьеса «Чайка», «Дом с мезонином», «Мужики», «Ионыч», «Душечка»,- называю только немногие произведения. Повесть «Черный монах» Чехов назвал «медицинской», изображающей человека, одержимого манией величия. Двумя годами ранее была опубликована повесть «Палата № 6», которую тоже можно назвать «медицинской»: душевнобольной Иван Дмитрич Громов, страдающий манией преследования, заключен в палату № 6, для умалишенных. Арнольда Беннета до самой глубины души потрясла эта повесть, он назвал ее одним из самых необыкновенных и страшных произведений, когда-либо написанных. Западный рядовой писатель сделал бы из подобного сюжета роман о страдальце, которого заключили в дом умалишенных злодеи, доктор, принявший в нем участие, попал туда же, в желтый дом, и участвует в этой дьявольской интриге тоже доктор-злодей. Но отражение действительности, правда, а не увлекательная выдумка, были традицией великих русских писателей, и, разумеется, Чехова. И вот как просто и страшно развертывается «медицинская» повесть Чехова: Мечтатель, охваченный страстным чувством протеста против нравов общества, Иван Дмитрич Громов не может примириться с невыносимыми условиями существования, с жизнью, которую ведут люди вокруг него и он сам. Врачи установили психическую болезнь - манию преследования. С чего началась болезнь Громова?
«В одном из переулков встретились ему два арестанта в кандалах и с ними четыре конвойных с ружьями… Ему вдруг почему-то показалось, что его тоже могут заковать в кандалы и таким же образом вести по грязи в тюрьму». Чего мог опасаться Громов? Он не совершил никакого преступления. Почему он вздрагивал «при всяком звонке и стуке в ворота, томился, когда встречал у хозяйки нового человека; при встрече с полицейскими и я«ан-дармами улыбался и насвистывал, чтобы казаться равнодушным»? Каягется, яснее не скажешь - Иван Дмитрич боялся сыщиков, жандармов, полиции. Не чувствуя за собой никакой вины, боялся угодить в тюрьму, в ссылку… «Никогда в другое время мысль его не была так гибка и изобретательна, как теперь, когда он каждый день выдумывал тысячи разнообразных поводов к тому, чтобы серьезно опасаться за свою свободу и честь». Толчок к заболеванию, манией преследования дала действительность того времени. Аресты, ссылки, казни, гнет реакции действовали на впечатлительного «бывшего студента», уже по общественному положению своему вызывавшего подозрения начальства. В результате душевная болезнь - мания преследования. А то, что это был не обыватель, не мелкий человек, ясно потому, что «речь его беспорядочна, лихорадочна, как бред, порывиста и не всегда понятна, но зато в ней слышится и в словах, и в голосе что-то чрезвычайно хорошее… Говорит он о человеческой подлости. о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости насильников». Образ Громова становится значительным и возвышенным; он не просто психически больной человек, его слова вовсе не свидетельствуют о безумии Ивана Дмитрича, а, наоборот, утверждают его как вполне разумного, свободолюбивого человека, как героя. Чехов чувствует и слабость и силу Громова: «Получается беспорядочное, нескладное попурри из старых, но еще недопетых песен». Что это значит: «старых, еще недопетых»? Это песни шестидесятых годов или более позднего времени, когда народовольцы под знаменем террора выступали против тупости и жестокости самодержавия и его слуг.
Герольд Бельгер: Примерно с 8 класса я стал стихотворить. На казахском языке. Продолжалась эта блажь до первого курса. Однажды вечером меня осенило: это юношеская хворь, пора заканчивать. Стишки буквально вымучивал. Пару фрагментов моего стихотворного сочинительства можно найти в моих «Автобиографических эскизах» (изданы отдельной книжечкой, вошли в книгу «Бремя будней», печатались в «AMANATe»).
С какого жанра вы начали свою печатную деятельность?Г.Б.: А начал с того, что писал заметки в районную газету (забыл уже, как она называлась) и в областную «Ленин туы». Что-то выходило с подписью «Гера Бельгер». Как-то заехал в аул корреспондент из области и стал распрашивать про девочку «Геру». А увидев тощего парнишку с длинным носом, сильно разочаровался: «Ой, это же немыс-бала. А я-то думал».
Вы заботливо восстановили родословное древо своей семьи. Более 20 ваших родственников погибли в трудармии. Отдельные семейные ветви оборвались?Г.Б.: Конечно. Депортация нанесла страшный удар по немецким семьям.
Расскажите о человеке, ставшем прообразом Христьяна героя-носителя российско-немецкой интеллигентности в романе «Дом скитальца».Г.Б.: У Христьяна из романа «Дом скитальца» несколько прообразов: педагог, фольклорист, писатель, методист В. Клейн, поэты Ф. Больгер и В. Гердт, историк-трудармеец И. Фрезе А внешний облик списан с моего дяди Христьяна Бельгера и двоюродного брата-учителя Вольдемара Бельгера (погиб в трудармии в 19 лет).
Девяностые годы - пора зрелости Чехова. Она начинается изумительным рассказом «Гусев», продолжается повестями «Дуэль», «Палата № 6», «Черный монах», «Три года», «Дама с собачкой». В ту же пору напечатаны «Попрыгунья», «В ссылке», «Убийство», «Белолобый», «Ариадна», пьеса «Чайка», «Дом с мезонином», «Мужики», «Ионыч», «Душечка»,- называю только немногие произведения. Повесть «Черный монах» Чехов назвал «медицинской», изображающей человека, одержимого манией величия. Двумя годами ранее была опубликована повесть «Палата № 6», которую тоже можно назвать «медицинской»: душевнобольной Иван Дмитрич Громов, страдающий манией преследования, заключен в палату № 6, для умалишенных.
Арнольда Беннета до самой глубины души потрясла эта повесть, он назвал ее одним из самых необыкновенных и страшных произведений, когда-либо написанных. Западный рядовой писатель сделал бы из подобного сюжета роман о страдальце, которого заключили в дом умалишенных злодеи, доктор, принявший в нем участие, попал туда же, в желтый дом, и участвует в этой дьявольской интриге тоже доктор-злодей.
Но отражение действительности, правда, а не увлекательная выдумка, были традицией великих русских писателей, и, разумеется, Чехова. И вот как просто и страшно развертывается «медицинская» повесть Чехова: Мечтатель, охваченный страстным чувством протеста против нравов общества, Иван Дмитрич Громов не может примириться с невыносимыми условиями существования, с жизнью, которую ведут люди вокруг него и он сам. Врачи установили психическую болезнь - манию преследования. С чего началась болезнь Громова?
«В одном из переулков встретились ему два арестанта в кандалах и с ними четыре конвойных с ружьями… Ему вдруг почему-то показалось, что его тоже могут заковать в кандалы и таким же образом вести по грязи в тюрьму». Чего мог опасаться Громов? Он не совершил никакого преступления. Почему он вздрагивал «при всяком звонке и стуке в ворота, томился, когда встречал у хозяйки нового человека; при встрече с полицейскими и я«ан-дармами улыбался и насвистывал, чтобы казаться равнодушным»? Каягется, яснее не скажешь - Иван Дмитрич боялся сыщиков, жандармов, полиции. Не чувствуя за собой никакой вины, боялся угодить в тюрьму, в ссылку… «Никогда в другое время мысль его не была так гибка и изобретательна, как теперь, когда он каждый день выдумывал тысячи разнообразных поводов к тому, чтобы серьезно опасаться за свою свободу и честь».
Толчок к заболеванию, манией преследования дала действительность того времени. Аресты, ссылки, казни, гнет реакции действовали на впечатлительного «бывшего студента», уже по общественному положению своему вызывавшего подозрения начальства. В результате душевная болезнь - мания преследования. А то, что это был не обыватель, не мелкий человек, ясно потому, что «речь его беспорядочна, лихорадочна, как бред, порывиста и не всегда понятна, но зато в ней слышится и в словах, и в голосе что-то чрезвычайно хорошее… Говорит он о человеческой подлости. о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости насильников».
Образ Громова становится значительным и возвышенным; он не просто психически больной человек, его слова вовсе не свидетельствуют о безумии Ивана Дмитрича, а, наоборот, утверждают его как вполне разумного, свободолюбивого человека, как героя.
Чехов чувствует и слабость и силу Громова: «Получается беспорядочное, нескладное попурри из старых, но еще недопетых песен». Что это значит: «старых, еще недопетых»? Это песни шестидесятых годов или более позднего времени, когда народовольцы под знаменем террора выступали против тупости и жестокости самодержавия и его слуг.