Прочитайте «слово четырнадцатое» а.кунанбаева
слово четырнадцатое: человек ли он?
есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца? называя кого-то человеком с
сердцем, люди почитают его за батыра. другие качества сердца они себе ясно не
представляют. милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему
благ, которые бы пожелал себе — все это веление сердца. и любовь — желание сердца.
язык, повинуясь сердцу, не солжет. только лицемеры о сердце забывают. те же, кого
молва кличет человеком с сердцем", часто оказываются людьми не стоящими похвалы.
если у них не в чести учтивость, верность данному обету, отвращение от зла вести за собой заблудших, а не плестись за толпой жалким псом, умение смело постоять
за правое дело, когда это трудно, не отступиться от истины, когда это сделать легче
легкого, то в груди тех, кого люди почитают за батыров, бьется не обыкновенное, а волчье
сердце.
казах ведь тоже дитя человеческое. многие из них сходят с пути истины не от
недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять
советы умного и следовать им. многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по
незнанию, я не верю. есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их
пренебрегать этими знаниями. отступившись раз, редко кто находит в себе силы для
исправления.
если человек, предавшись дурным поступкам, безудержному бахвальству, не в
силах остановиться и взыскать с себя, не пытается очиститься перед богом или
собственной совестью, как назвать такого джигитом?
1. напишите сжатое изложение, используя вводные слова и однородные члены
предложения. в работе соблюдайте правописание гласных и согласных в разных
частях слова, слов через дефис.
1) За рекою в хвойном лесу располагался пионерский лагерь «Александровская сопка». (2)Чтобы сократить путь к лагерю, отчаянные смельчаки пользовались подвесным канатным мостом, который скрипел над рекою ещё с демидовских времён. (3)Когда мы проходили по этому мосту, казалось, что живот прилипает к позвоночнику. (4) От высоты захватывало дух, а прогнившие узкие дощечки, на которые мы ставили дрожащие от волнения ноги, готовы были в любой момент упасть в воду вместе с непутёвым ходоком, решившимся перейти речку. (5) По весне река вздувалась, расстояние до воды сокращалось до нескольких метров, и переходить речку менее страшно, хотя опасность падения от этого не уменьшалась. (6) Но чем опаснее, тем заманчивее. (7) Оттащить нас от моста было делом безнадёжным, поэтому родители махнули на нас рукой. (8) Они решили, что мы, непутёвые их отпрыски, в воде не утонем.
(9) Не слыша друг друга из-за шума бурлящей воды, мы по нескольку раз в день переходили Ай по этим качающимся канатам.
(10) Я дошёл до середины моста, и в этот момент кто-то из ребят ударил ногой по тросу. (11) Мост дрогнул, и я потерял опору и равновесие. (12) Куртка моя надулась, как парашют, и я понял, что лечу в воду.
(13) Река несла меня вместе с льдинами и брёвнами. (14) Перепуганные пацаны бежали по берегу, к которому подплыть у меня не было ни сил, ни возможности: нас разделяли плывущие льдины… (15) Ребята отставали, несущаяся река обгоняла их. (16) К счастью, Ай в этом месте беспрерывно петлял, давая возможность моим друзьям срезать путь. (17) Они воспользовались этим, шлёпая тяжёлыми грязными ботинками по лужам ещё не высохшей поймы. (18) Появившись на очередном повороте реки, махали руками и подбадривали меня криками, которых я, естественно, не слышал. (19) Наконец мне удалось подобраться к берегу. (20) Но под водой оказалось бревно, которого я не мог видеть…
(21) Я успел хлебнуть воздуха и камнем пошёл на дно. (22) Инстинкт подсказывал: не нужно тратить понапрасну силы, а, расслабившись под водою, прийти в себя для броска на поверхность. (23) Так опускался на дно несколько раз, пока не почувствовал, что силы возвращаются. (24)Течение выбросило меня на берег.
(По К. Скворцову)
4. Укажите средство связи 1 и 2 предложений.
ответ:
5. В каких предложениях используются сравнения? Выпишите их и назовите выражения сравнения. Укажите номера предложений.
ответ:
6. Среди предложений 1 – 8 укажите предложения, в которых есть приложения.
ответ:
7. Среди предложений 13 – 19 найдите предложение (-ия) с вводной конструкцией, укажите его номер (-а).
ответ:
8. Среди предложений 14 – 18 найдите ые) предложение (-ия), укажите его (их) номер (- а).
ответ:
9. Среди предложений 3 - 8 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите его номер.
ответ:
10. Перестройте предложение 11 так, чтобы оно стало бессоюзным сложным предложением. Поставьте знаки препинания.
ответ:
бъяснение: