Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся ли они к явлениям многозначности или омонимии. 1) Заводской клуб – клуб дыма.2)Затопить печь – затопить корабль. 3)Крутой берег – крутой кипяток. 4)Вид моря – открытка с видом на море – вид глагола. 5)Трубит горн – пылает горн. 6)Серебряный подстаканник –серебряный иней. 7) Противотанковая мина – грустная мина. 8) Железнодорожный мост –воздушный мост.
Относятся к явлениям омонимии.
Объяснение:
Омонимы — это слова, одинаковые по написании или произношению, но различные по лексическому значению, например:
Противотанковая МИНА (взрывное устройство) – грустная МИНА (выражение лица)
1) Заводской клуб – клуб дыма.
В данном случае, слово "клуб" может иметь два значения: это может быть место, где люди собираются для общения и развлечений, а также это может быть уголок дыма. Таким образом, мы имеем дело с явлением многозначности, потому что слово "клуб" имеет несколько значений.
2) Затопить печь – затопить корабль.
В данном предложении мы можем заметить, что слово "затопить" имеет два значения: это может означать заполнить водой, как в случае с кораблем, или заполнить углей и поддерживать огонь, как в случае с печью. Здесь также наблюдается явление многозначности.
3) Крутой берег – крутой кипяток.
В данном случае, слово "крутой" используется как прилагательное и имеет два разных значения. Оно может означать либо отвесный, высокий, отвесный берег, либо очень горячую жидкость, здесь - кипяток. Таким образом, мы снова наблюдаем явление многозначности.
4) Вид моря – открытка с видом на море – вид глагола.
В данном случае, слово "вид" имеет три разных значения. Оно может означать визуальное восприятие чего-либо, как в случае с видом моря, это также может быть открытка, на которой есть изображение моря, а также это может быть форма глагола, обозначающая действие просмотра, как в случае с "вид глагола". Здесь также встречается явление многозначности.
5) Трубит горн – пылает горн.
Данное предложение включает в себя слово "горн", которое имеет два значения. Это может быть музыкальный инструмент, который издаёт звук, как в случае с "трубит горн", а также это может быть чаша или воронка, в которой можно гореть огнём, как в случае с "пылает горн". Таким образом, мы снова имеем дело с многозначностью.
6) Серебряный подстаканник – серебряный иней.
В данном случае, слово "серебряный" описывает разные предметы. Это может быть подстаканник, сделанный из серебра, а также это может быть иней, который имеет серебристый цвет и блестит на поверхности. В этом примере снова встречается явление многозначности.
7) Противотанковая мина – грустная мина.
В данном предложении, слово "мина" имеет два значения. Оно может быть взрывным устройством, предназначенным для уничтожения танков, как в случае с "противотанковая мина", а также это может быть выражение лица, выражающее грусть и печаль, как в случае с "грустная мина". Здесь снова наблюдается явление многозначности.
8) Железнодорожный мост – воздушный мост.
В данном случае, слово "мост" описывает различные сооружения. Оно может быть конструкцией, соединяющей две точки над землей, как в случае с железнодорожным мостом, а также это может быть специальная конструкция, созданная для переправы людей, грузов или транспортных средств через преграду, как в случае с воздушным мостом. Здесь также наблюдается явление многозначности.
Таким образом, во всех предложениях мы имеем дело с явлением многозначности, поскольку в каждом случае выделенные слова имеют несколько значений. Помните, уважаемые школьники, что умение различать значения слов и понимать их контекст помогает нам правильно понимать тексты и избегать недопонимания.