Прочитайте текст. 1. Определите, к какому стилю речи относится текст. Найдите языковые средства, характерные для этого стиля. 2. Найдите и подчеркните языковые средства, нехарактерные для этого стиля. Является ли их употребление стилистической ошибкой? Аргументируйте свое мнение. Боязнь разочарования
Когда читатель нашего времени покупает и открывает новую книгу по истории или этнографии, он не уверен, что прочтет ее даже до середины. Книга может по¬казаться ему скучной, бессмысленной или просто не отвечающей его вкусу. Но читателю-то еще хорошо: он просто потерял два-три рубля, а каково автору? Сбо¬ры сведений. Постановка задачи. Десятилетия поисков решения. Годы за пись¬менным столом. Объяснения с рецензентами. Борьба с редактором. И вдруг все впустую — книга неинтересна! Она лежит в библиотеках... и ее никто не берет. Значит, жизнь даром.
Это так страшно, что необходимо принять все меры для избежания такого резуль-тата. Но какие? За время обучения в университете и в аспирантуре будущему ав¬тору нередко внушается мысль, что его задача — выписать как можно больше ци¬тат из источников, сложить их в каком-либо порядке и сделать вывод: в древности были рабовладельцы и рабы. Рабовладельцы были плохие, но им было хорошо; рабы были хорошие, но им было плохо. А крестьянам жилось хуже.
Все это, конечно, правильно, но вот беда — читать про это никто не хочет, даже сам автор. Во-первых, потому, что это и так известно, а во-вторых, потому, что это не объясняет, например, почему одни армии одерживали победы, а другие терпели поражения и отчего одни страны усиливались, а другие слабели. И наконец, почему возникали могучие этносы и куда они пропадали, хотя полного вымира¬ния их членов заведомо не было.
Все перечисленные вопросы целиком относятся к избранной нами теме — вне-запному усилению того или иного народа и последующему его исчезновению. Яркий пример тому— монголы XII-XVII вв., но и другие народы подчинялись той же закономерности. Покойный академик Б. Я. Владимирцов четко сформулиро¬вал проблему — «Я хочу понять, как и почему все это произошло?», но ответа не дал, как и другие исследователи. Но мы снова и снова возвращаемся к этому сю¬жету, твердо веруя, что читатель не закроет книгу на второй странице.
Совершенно ясно, что для решения поставленной задачи мы должны прежде все¬го исследовать саму методику исследования. В противном случае эта задача была бы уже давно решена, потому что количество фактов столь многочисленно, что речь идет не об их пополнении, а об отборе тех, которые имеют отношение к делу. Даже современники-летописцы тонули в море информации, что не прибли¬жало их к пониманию проблемы. За последние века много сведений добыли ар¬хеологи, летописи собраны, изданы и сопровождены комментариями, а востоко¬веды еще увеличили запас знаний, кодифицируя различные источники: китайские, персидские, латинские, греческие, армянские и арабские. Количество сведений росло, но в новое качество не переходило. По-прежнему оставалось неясным, каким образом маленькое племя иногда оказывалось гегемоном полу-мира, затем увеличивалось в числе, а потом исчезало.
Автор данной книги поставил вопрос о степени нашего знания, а точнее — не¬знания предмета, которому исследование посвящено. То, что на первый взгляд просто и легко, при попытке овладеть сюжетами, интересующими читателя, превращается в загадку. Поэтому обстоятельную книгу писать надо. К сожале¬нию, мы не можем сразу предложить точные дефиниции (которые, вообще го¬воря, весьма облегчают исследование), но, по крайней мере, мы имеем возмож¬ность сделать первичные обобщения. Пусть даже они не исчерпают всей сложности проблемы, но в первом приближении позволят получить результаты, вполне пригодные для интерпретации этнической истории, которую еще пред¬стоит написать.
Я бы определил этот стиль, как публицистический, это какая-нибудь статья или ораторская речь.
Объяснение:
Объясняю, почему. Задание публицистического стиля - информирование людей с одновременным воздействием на них. Этот стиль строится, как научное рассуждение, выдвигается конкретная проблема и показываются пути ее решения (выдвигается проблема речи человека и как ее решить). Но, в то же время, здесь нет слишком заумных терминов, которые непонятны обычным людям, здесь есть эмоциональность, призывность. Кроме этого, в публицистическом стиле используются слова, характерные для художественного стиля Это все наводит на мысль, что перед нами - публицистический стиль.
Теперь о языковых средствах в данном стиле:, это могут быть эпитеты, сравнения,
фразеологизмы, пословицы, ирония.
Практически весь текст построен на смеси доказательства и эмоциональности, призывности, где грамотные фразы типа благодаря языку человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений , полный разума и свободы русский язык, произведениям словесности, сочетаются с такими понятными для простого народа словами, как Речь человека — зеркало его самого, Языку надо учиться.
Речь ведется от первого лица, я думаю, для того, чтобы статья стала более близкой и понятной для читателей, как-будто - вот я, такой же обычный человек , как и вы, прислушайтесь ко мне.