прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14.
1)Овстуг… (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором родился Фёдор Иванович Тютчев. (3)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами, постоянно живя за границей или в Петербурге.
(4)Став фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны, я волею судьбы оказался под Брянском. (5)Мой напарник Саша, журналист местной газеты, влюблённый в свой край, готов был часами говорить со мной о Брянске и его окрестностях. (6)Вот и теперь, отвлекаясь от проблем, заговорили мы об Овстуге.
— (7)Там сохранилось что-нибудь?
— (8)Дома господского давно нет. (9)А парк оставался. (10)Вековой. (11)Дуб, липа, тополь. (12)Если только немцы не вырубили. (13)Вот возьмут наши войска Брянск — съездим, поглядим.
— (14)Тютчев-то сам в Овстуге мало бывал.
— (15)Да, но всякий раз, даже приезжая на день-другой, писал под родным кровом стихи. (16)Натоскуется в чужих краях, доберётся до старой усадьбы, и тут его обязательно осенит.
(17)Природа, окружавшая нас в эти дни на Десне, даже израненная и опалённая, была необыкновенно поэтична. (18)Пересвистывались птицы. (19)Река поблёскивала, озарённая осенним солнцем. (20)И в сознании моём начинали звучать тютчевские строки, написанные неподалёку, в Овстуге: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»
(21)Много позднее, перечитывая стихи и письма Тютчева, я часто вспоминал свой разговор с Сашей. (22)Ведь, правда, если сложить воедино все месяцы, недели, дни, проведённые поэтом под кровлей отчего дома, составится лишь малая часть его долгой жизни. (23)Как известно, более двух десятилетий по долгу дипломатической службы провёл он в разлуке с Россией.
(24)Но тихая усадьба, где Тютчев впервые увидел деревья, небо, птиц, где приставленный к четырёхлетнему мальчику «дядька» Николай Хлопов открывал своему питомцу обаяние русской природы и щедрость родной речи, — весь этот укромный угол в дальнем уезде навсегда остался для поэта воплощением России. (25)Многоцветный поток детских впечатлений не иссякал на чужбине, а, наоборот, разрастался.
Задание:
9.Определите и запишите основную мысль текста
10.Определите какой тип речи представлен в предложениях 24-25 запишите ответ
11.Какое впечатление произвела на повествователя природа Брянской Области? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх слов(словосочетаний) которые подтверждают ваш ответ.
12.Определите и запишите лексическое значение слова "Кореспондент" из предложения 4.
13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14-15, выпишите это слово подберите и запишите синонимы к это слову.
14.Объясните значение пословицы Всякому мила своя сторона. Запишите ваше объяснения.
Дремлют (где?) в лесу,колют (чем?) ветками,режем (чем?) ножом,знает (что?) правило, стережёт (где?) в конуре,чистим (чем?) щёткой,копают (что?) яму,работает (как?) аккуратно,рисует(где?) в альбоме,красит (чем?) кистью,пилим (чем?) пилой,улыбается(как?) красиво,моет (что?) посуду,ходит (как?) медленно,прыгает (как?) высоко.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по суффиксу перед окончанием -ть в начальной форме (глагола).
Дремать-дремлют(1 спр);
колоть-колют(1 спр);
резать-режем(1 спр);
знать-знает(1спр);
стеречь-стережет(1спр);
чистить-чистим(2 спр);
копать-копаем(1 спр);
работать-работает(1 спр);
рисовать-рисует(1 спр);
пилить-пилим (2 спр);
красить-красим(2 спр);
улыбаться-улыбается(1 спр);
мыть-моет(1 спр);
ходить-ходит(2 спр);
прыгать-прыгает(1 спр).
На -ать и др.-1 спряжение,а на -ить -2 спряжение.
Окончания нужно выделить,и ударение поставить в глаголах с личными безударными окончаниями.
1. тяжело дышИТ -дышать, 2 спр.
2. таЕТ на солнце - таять, 1 спр.
3. лаЮТ из-за забоа - лаять, 1 спр.
4. видИШЬ море - видеть, 2 спр.
5. бреЕШЬся у парикмахера - брить, 1 спр.
6. ненавидим ложь - ненавидеть, 2 спр.
7. хватаЕМся за соломинку - хвататься, 1 спр
8. обижаЕТ малыша - обижать, 1 спр.
9. обидИШЬ друга - обидеть, 2 спр.
10. клеЯТ коробку - клеить, 2 спр.
11. веЕТ над морем - веять, 1 спр.
12. любЯТ Родину - любить, 2 спр.
13. ожидаЕШЬ очереди - ожидать, 1 спр.
14. лелеЮТ ребёнка - лелеять, 1 спр.
15. построИМ дачу - посторить, 2 спр.
Объяснение: