1. Расставьте запятые 1.Нам молча уступают место у печки, и, поддавшись общему настроению, мы протягиваем к теплу окоченевшие руки. 2.Встав рано утром и одевшись в своё самое любимое платье, Лиза поспешила на станцию встречать прибывавший из столицы поезд. 3.Зима, повеяв холодом, внезапно отступила, и начались дожди, затяжные, холодные. 4.Мы слушали, затаив дыхание, рассказ дедушки о том, как он трудился, не покладая рук.
2. Выпишите предложения, в которых нужно поставить запятую А. Не сказав никому ни слова, он повернулся и вышел. Б. Солдаты ещё несколько секунд лежали, затаив дыхание. В. Несмотря на ранние осенние сумерки, жизнь на улице била ключом.
3. Присоедините грамматически правильное продолжение предложения: Пустив стрелу, 4) Иван-царевич отправился на её поиски.
4. Найдите и исправьте ошибки в построении деепричастного оборота 1) Вернувшись с прогулки, я не спал. 2) Войдя в лес, я увидел, что солнце село. 3) Глядя на эту речку, я вспомнил детство. 4) Подъезжая к дому, я увидел отца. 5. Дополните предложения А. Собираясь в поход, я забыл взять верёвку. Б. В длинной шубе, в мохнатой шапке, он вышел на улицу В. Несмотря на мою почтительную вежливость, начальник был очень груб со мной Г. Я работал не покладая рук.
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1) лауреат, комитет 2) артиллерия, обелиск 3) архИтектура, дИплом 4) привилегия, резолюция ОТВЕТ: А1 - 3)
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква? 1) аттестат, кавалерия 2) пьеса, искусный 3) беллетристика, интеллект 4) конгресс, дискуссия ОТВЕТ: А2 - 2)
А3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) срЕдства, облегчИть 2) щАвель, включИм (верно щавЕль) 3) красивЕе, повторИт (верно красИвее) 4) инАче, собрАла (верно собралА) ОТВЕТ: А3 - 1)
А4. Какая группа слов является словосочетанием? 1) через сутки (предлог+существительное) 2) машина нагружена (подлежащее+сказуемое) 3) кресло-качалка (сложное слово) 4) довольно жарко (словосочетание со связью примыкание). ОТВЕТ: А4 - 4)
А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым. 1) ЗНАЙТЕ (глагольное), что я всегда РАД составное глагольное: гл.+краткое прилагательное) вам. 2) Облако ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ то косматым МЕДВЕДЕМ, то гривастым ЛЬВОМ (именное сказуемое: гл.+сущ.). 3) Команда БУДЕТ ВЫСТУПАТЬ на своем поле (простое глагольное). 4) Оксана ЛЮБИЛА ПОКРАСОВАТЬСЯ (составное глагольное). ОТВЕТ: А5 - 2)
А6. Какое предложение является неопределенно-личным? 1) ПЕРЕХОДИТЕ (сказуемое) улицу внимательнее (определённо-личное)! 2) Мне вдруг СДЕЛАЛОСЬ (сказуемое) страшно (Безличное: категория состояния) 3) И на обломках самовластья напишут наши имена! 4) Маленькая КОМНАТА (подлежащее) в гостинице (назывное). ОТВЕТ: А6 - 3)
А7. В состав какого предложения входит неполное предложение? 1) ПИШУ, ЧИТАЮ без лампады. 2) БРАТ ЛЮБИТ черный чай, а Я – (опущено сказуемое люблю) зеленый. 3) МНЕ что-то НЕ ПО СЕБЕ. 4) СУВОРОВ УЧИЛ БРАТЬ не числом, а умением. ОТВЕТ: А7 -2)
А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире? 1) Походка, голос, взгляд - всё (обобщающее слово) изменилось в Маше. 2) В опасности забор не (отрицательная частица) препятствие. 3) Твои слова |словно острый нож (сравнительный оборот)|. 4) У моего дедушки пять наград: (а именно?) один орден и четыре медали (перечисление). ОТВЕТ: А8 - 1)
А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1) Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно ходить поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице. 2) «Моя работа кончена, Паоло, - сказал он мне однажды. – Береги себя и возвращайся домой». 3) Все здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далеком берегу. 4) «Очевидно, он что-то такое знает, чего не знаю я»[,] - думал я про полковника. ОТВЕТ: А9 - 4)
А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (знаки препинания не расставлены) 1) Джульетта[,] (обращение) ты как день! 2) И невозможное возможно. 3) Существует[,] кстати (вводное слово)[,] интересная легенда о происхождении этого названия. 4) Увы[,] мой стих не блещет новизной[,] (запятая между однородными дополнениями: новизной, разнообразием) разнообразием перемен нежданных. ОТВЕТ: А10 - 1)
А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно 1) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед. 2) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную. 3) Он переоделся, позавтракал в буфете и[,] вернувшись в номер (деепричастный оборот), позвонил в справочное бюро вокзала. 4) Сад был окружен забором, старым, ветхим. ОТВЕТ: А11 - 3)
А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Пустив стрелу, 1) она упала на купеческий двор. 2) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото. 3) ее долго пришлось искать. 4) Иван-царевич отправился на её поиски. ОТВЕТ: А12 - 4)
1.Нам молча уступают место у печки, и, поддавшись общему настроению, мы протягиваем к теплу окоченевшие руки. 2.Встав рано утром и одевшись в своё самое любимое платье, Лиза поспешила на станцию встречать прибывавший из столицы поезд. 3.Зима, повеяв холодом, внезапно отступила, и начались дожди, затяжные, холодные. 4.Мы слушали, затаив дыхание, рассказ дедушки о том, как он трудился, не покладая рук.
2. Выпишите предложения, в которых нужно поставить запятую
А. Не сказав никому ни слова, он повернулся и вышел.
Б. Солдаты ещё несколько секунд лежали, затаив дыхание.
В. Несмотря на ранние осенние сумерки, жизнь на улице била ключом.
3. Присоедините грамматически правильное продолжение предложения:
Пустив стрелу,
4) Иван-царевич отправился на её поиски.
4. Найдите и исправьте ошибки в построении деепричастного оборота
1) Вернувшись с прогулки, я не спал.
2) Войдя в лес, я увидел, что солнце село.
3) Глядя на эту речку, я вспомнил детство.
4) Подъезжая к дому, я увидел отца.
5. Дополните предложения
А. Собираясь в поход, я забыл взять верёвку.
Б. В длинной шубе, в мохнатой шапке, он вышел на улицу
В. Несмотря на мою почтительную вежливость, начальник был очень груб со мной
Г. Я работал не покладая рук.
1) лауреат, комитет
2) артиллерия, обелиск
3) архИтектура, дИплом
4) привилегия, резолюция
ОТВЕТ: А1 - 3)
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?
1) аттестат, кавалерия
2) пьеса, искусный
3) беллетристика, интеллект
4) конгресс, дискуссия
ОТВЕТ: А2 - 2)
А3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук?
1) срЕдства, облегчИть
2) щАвель, включИм (верно щавЕль)
3) красивЕе, повторИт (верно красИвее)
4) инАче, собрАла (верно собралА)
ОТВЕТ: А3 - 1)
А4. Какая группа слов является словосочетанием?
1) через сутки (предлог+существительное)
2) машина нагружена (подлежащее+сказуемое)
3) кресло-качалка (сложное слово)
4) довольно жарко (словосочетание со связью примыкание).
ОТВЕТ: А4 - 4)
А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) ЗНАЙТЕ (глагольное), что я всегда РАД составное глагольное: гл.+краткое прилагательное) вам.
2) Облако ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ то косматым МЕДВЕДЕМ, то гривастым ЛЬВОМ (именное сказуемое: гл.+сущ.).
3) Команда БУДЕТ ВЫСТУПАТЬ на своем поле (простое глагольное).
4) Оксана ЛЮБИЛА ПОКРАСОВАТЬСЯ (составное глагольное).
ОТВЕТ: А5 - 2)
А6. Какое предложение является неопределенно-личным?
1) ПЕРЕХОДИТЕ (сказуемое) улицу внимательнее (определённо-личное)!
2) Мне вдруг СДЕЛАЛОСЬ (сказуемое) страшно (Безличное: категория состояния)
3) И на обломках самовластья напишут наши имена!
4) Маленькая КОМНАТА (подлежащее) в гостинице (назывное).
ОТВЕТ: А6 - 3)
А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?
1) ПИШУ, ЧИТАЮ без лампады.
2) БРАТ ЛЮБИТ черный чай, а Я – (опущено сказуемое люблю) зеленый.
3) МНЕ что-то НЕ ПО СЕБЕ.
4) СУВОРОВ УЧИЛ БРАТЬ не числом, а умением.
ОТВЕТ: А7 -2)
А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?
1) Походка, голос, взгляд - всё (обобщающее слово) изменилось в Маше.
2) В опасности забор не (отрицательная частица) препятствие.
3) Твои слова |словно острый нож (сравнительный оборот)|.
4) У моего дедушки пять наград: (а именно?) один орден и четыре медали (перечисление).
ОТВЕТ: А8 - 1)
А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно ходить поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице.
2) «Моя работа кончена, Паоло, - сказал он мне однажды. – Береги себя и возвращайся домой».
3) Все здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далеком берегу.
4) «Очевидно, он что-то такое знает, чего не знаю я»[,] - думал я про полковника.
ОТВЕТ: А9 - 4)
А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (знаки препинания не расставлены)
1) Джульетта[,] (обращение) ты как день!
2) И невозможное возможно.
3) Существует[,] кстати (вводное слово)[,] интересная легенда о происхождении этого названия.
4) Увы[,] мой стих не блещет новизной[,] (запятая между однородными дополнениями: новизной, разнообразием) разнообразием перемен нежданных.
ОТВЕТ: А10 - 1)
А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно
1) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед.
2) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную.
3) Он переоделся, позавтракал в буфете и[,] вернувшись в номер (деепричастный оборот), позвонил в справочное бюро вокзала.
4) Сад был окружен забором, старым, ветхим.
ОТВЕТ: А11 - 3)
А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пустив стрелу,
1) она упала на купеческий двор.
2) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.
3) ее долго пришлось искать.
4) Иван-царевич отправился на её поиски.
ОТВЕТ: А12 - 4)