Прочитайте текст и письменно выполните задания к нему.
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели
огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную
гору – айсберг.
В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что удастся только женщин, детей, да
и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического
оркестра, находящегося на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они
вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на
концертах, и заиграли.
Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора.
Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной,
напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до
последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за
жизнь, за счастье, за радость.
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел
расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку
бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от
паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто
находился в эти минуты на корабле. Какой могучей силой должна обладать музыка оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни им сохранить душевное равновесие,
человеческое достоинство.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело
корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли
палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли в
ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.
1. К какому типу речи относится этот текст? –
2. К какому стилю речи относится текст? –
3. Сформулируйте главную мысль (идею) текста. –
4. Составьте и запишите один тонкий во к тексту. –
5. Составьте и запишите один толстый во к тексту. –
ответ:
разбор по составу слова: «дымила» — форма глагола «дымить» [ж.р., ед.ч., действ. залог, прош. вр., изъявит. накл.] —
дымила
дым — корень
и — суффикс
л — суффикс
а — окончание
дыми — основа слова
! формообразующий суффикс прошедшего времени л не входит в основу глагола
разбор по составу слова: «задержавшись» — форма глагола «задержаться» [деепр., прош. вр., действ. залог, изъявит. накл.] —
задержавшись
за — префикс (приставка)
держ — корень
а — суффикс
вши — суффикс
сь — постфикс
задержа — основа слова
! формообразующие суффиксы деепричастий не входят в основу глагола.