Прочитайте текст и выполните 5–13.
(1)я шла, околдованная весной и теплом. (2)солнце нежно прикоснулось к моей щеке и разлилось потоками лучей по земле. (3)солнечные зайчики, как живые светлячки, вспыхивали, разгорались и ярко блестели в спицах коляски. (4)на голубом фоне неба вырисовывались чёткие ряды домов, сужаясь и снижаясь к горизонту, а там, вдали, ещё угадывались рыжие стволы сосен.
(5)но вот что-то лёгкое и влажное начало опускаться над городом. (6)и вдруг дождь!
(7)жаркие лучи солнца пронизывали дождевую завесу, и эти прозрачные косые струи казались жидким светом, проливающимся с неба. (8)мы невольно остановились, заворожённые этим прекрасным явлением природы.
5. укажите, какой заголовок наиболее точно подходит к содержанию текста. ответ запишите цифрой.
1) город весной.
2) солнце весной.
3) удивительный дождь.
4) живые светлячки.
ответ:
6. из предложений 1–4 выпишите слова с безударными чередующимися гласными в корне.
ответ:
7. из предложений 2-4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего звука.
ответ:
8. из предложений 5-8 выпишите причастие, в котором правописание суффикса определяется спряжением глагола, от которого это слово образовано.
ответ:
9. из предложения 3 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.
ответ:
10. выпишите сказуемое из предложения 5.
ответ:
11. из предложения 7 выпишите словосочетание с несогласованным определением.
ответ:
12. из предложения 7 выпишите словосочетание с прямым дополнением.
ответ:
13. из предложений 1–4 выпишите наречие, которое является обстоятельством времени.
ответ:
14. укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
1) распоряжения компании не только срывали широкие планы невельского но и угрожали голодной смертью всем участникам экспедиции.
2) в комнату доносились гулкие гудки автомобилей и басовитые сирены троллейбусов и автобусов шум толпы и далёкая музыка.
3) раздавались только тихий шелест раздвигаемых кустов за забором да осторожные шаги двух человек.
4) артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.
5) вчера охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился для отдыха в кромешной темноте.
ответ:
15. укажите номера предложений, в которых есть пунктуационные ошибки.
1) на самой середине речки стоит теленок, и отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьёт воду.
2) другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днём и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль.
3) уважение к минувшему - вот черта отличающая образованность от дикости.
4) ледокол, сделанный школьниками из фанеры и выкрашенный в голубую краску, как бы плыл навстречу зрителям.
5) изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдалённые берёзы, вспыхивающие одна за другой.
6) здесь хорошо было пожить на отдыхе, побегать на лыжах по синему снегу, глотать всей грудью чистый, как горный ключ, воздух.
ответ:
По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун.