Прочитайте текст и выполните задание А1-А5, В1-В15.
(1)Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать…(2)За ним по
пятам мчалась погоня.
(3)Он бежал изо всех сил…(4) Преследователи начинали отставать.
(5)Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая – но глубокая река…(6)А он не умеет плавать!
(7)С одного берега на другой перекинута тонкая, гнилая доска. (8)Беглец уже занѐс на неѐ ногу…(9)Но
случилось так, что тут возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.
(10)Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всѐ горло:
(11) - Помилуй! (12)Что ты делаешь? (13)Опомнись, безумец! (14)Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила?
(15)Она сломится под твоей тяжестью – и ты неизбежно погибнешь!
(16)- Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? – отчаянно несчастный и ступил на доску.
(17) - Не допущу! (18) Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! – возопил ревнивый друг и выхватил из-под ног
беглеца доску. (19)Тот мгновенно бухнул в бурные волны – и утонул.
(20)Враг засмеялся самодовольно – и пошѐл прочь; а друг присел на бережку – и начал горько плакать о своѐм
бедном … друге!
(21)Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал…ни на миг.
(22) – Не послушался меня! (23)Не послушался! – шептал он уныло.
(24) – А впрочем! – промолвил он наконец. (25) – Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной
тюрьме! (26)По крайней мере, он теперь не страдает! (27)Теперь ему легче! (28)Знать, уж такая ему выпала доля!
(29) – А всѐ-таки жалко, по-человечески!
(30)И добрая душа продолжила неутешно рыдать о своѐм злополучном друге. (И. Тургенев)
Часть 1
А1. Определите тип и стиль речи данного текста.
1)повествование, публицистический 2) описание, художественный
3) рассуждение, разговорный 4) повествование, художественный
А 2. Почему герои повествования лишены имѐн?
1)Автор затрудняется в выборе имѐн героев.
2)Автор не придаѐт значение именам, так как они никак не влияют на смысл рассказанного.
3)Автор даѐт возможность читателю самому назвать имена персонажей.
4)Такова авторская традиция Тургенева.
А 3. Какая из пословиц соответствует содержанию текста?
1)На друга надейся, а сам не плошай. 2)Старый друг лучше новых двух.
3)Друг познаѐтся в беде. 4)Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
А 4. Как характеризует «друга» информация, содержащаяся в предложениях 24-30 данного текста?
1)Это неумный человек. 2)Это жалостливый человек.
3)Это трусливый человек. 4)Это злой человек.
А 5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 30: «И добрая душа
продолжала неутешно рыдать о своѐм злополучном друге».
1)метафора 2)эпитет 3)гипербола 4)ирония
Часть 2
В 1. Замените устаревшее слово «узник» стилистически нейтральным.
В 2. В предложении 8 найдите и укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.
В 3. В предложениях 17- 20 найдите и укажите слово, правописание приставки в котором зависит от значения.
В 4. Укажите, какой частью речи является слово по-человечески (предложение 29).
В 5. Из предложения 16 выпишите слово, состоящее из одной приставки, одного корня, одного суффикса и
окончания.
В 6. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
В 7. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
В 8. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.
В 9. Среди предложений 7 – 10 найдите и укажите сложное, бессоюзное предложение.
В 10. Среди предложений 11 – 15 найдите и укажите предложение с обращением.
В 11. Среди предложений 20, 22- 24 найдите такое, в котором есть авторские знаки препинания (тире).
В 12. Среди предложений 14- 17 найдите и укажите односоставное определѐнно-личное предложение.
В 13. Среди предложений 24-27 найдите и укажите осложнѐнное вводной конструкцией.
В 14. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Укажите цифру, обозначающую знак
препинания, отделяющий (-ие) части сложного предложения.
Враг засмеялся самодовольно –
1
и пошѐл прочь;2
а друг присел на бережку –
3
и начал горько плакать о
своѐм бедном друге!
В 15. Укажите, к какому типу односоставных предложений относится предложение 27.
Часть 3
С 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое настоящая дружба?».
Цитирую: "В Грамматическом царстве, в Морфологическом государстве, в городе Частей речи, в доме Частиц жила-была частица Не. Или не жила, или не в Городе, или не в Государстве. Не поймешь. Да и неважно. Это же сказка. До того была это неприятная и вздорная особа, что никто не мог найти с ней общего языка. И, несмотря на то, что она служебная часть речи, была она до того гордая, своенравная и заносчивая, что побаивались её и самостоятельные части речи, не говоря уже о её соседях предлогах и союзах.
Особенно не складывались отношения у Не с глаголами. Приходит как-то к Не глагол Работать, а она тут же ему заявляет: «Не работать». И не солоно хлебавши уходит глагол ни с чем. Такая же история приключилась и с другими глаголами: учиться, смотреть, гулять. Не могут они ничего сделать со вздорной частицей. Решили собрать общий сход Глаголов и поставить во ребром: либо частица Не будет работать, либо выселить её из Грамматического царства. Сказано — сделано. Пришел грозный отряд Инфинитивов и прочих глагольных форм к дому частицы Не. Но ждало их полное разочарование. Не пришла, не слушала, не исполняла. Да ещё и защитников пригласила. Странные они какие-то: на голове огромные приставки со знаком не, а сами не поймешь кто. Здоровится, годовать, навидеть, взлюбить, волить, доумевать. Так и заявили эти странные существа: «Не отдадим вам частицу свою ненаглядную, ни мы, ни наши родственники жить без нее не могут, поэтому мы будем жить в ее доме и защищать от всяких посягательств, а если вам она не нравится, уходите прочь и живите без неё»"
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
2. Сделайте анализ стихотворении (обязательно опираясь на план). Постарайтесь, чтобы у вас получился связный рассказ. Работу запишите.
План анализа
1. История создания (очень кратко).
2. Род (эпос, лирика, драма).
3. Жанр.
4. Тематика.
5. Идея.
6. Центральные персонажи.
7. Лирический герой.
8. Сюжет.
В центре повествования …
9. Композиция (разбейте стихотворение на композиционные части, кратко изложите их).
Экспозиция -
Завязка –
Развитие действия
Кульминация и развязка:
10. Художественное своеобразие произведения (что необычного: язык повествования, цветовая гамма).
11. Размер, рифма.
12. Средства художественной выразительности.
13. Значение произведения (какие чувства поэта передаёт).
14. Актуальность (важно ли то, что о чём повествуется в стихотворении для современного читателя).
15. Моё отношение к стихотворению.
16. Чему учит.
Только правильно