Прочитайте текст и выполните задание А1-А5, В1-В15.
(1)Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать…(2)За ним по
пятам мчалась погоня.
(3)Он бежал изо всех сил…(4) Преследователи начинали отставать.
(5)Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая – но глубокая река…(6)А он не умеет плавать!
(7)С одного берега на другой перекинута тонкая, гнилая доска. (8)Беглец уже занѐс на неѐ ногу…(9)Но
случилось так, что тут возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.
(10)Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всѐ горло:
(11) - Помилуй! (12)Что ты делаешь? (13)Опомнись, безумец! (14)Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила?
(15)Она сломится под твоей тяжестью – и ты неизбежно погибнешь!
(16)- Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? – отчаянно несчастный и ступил на доску.
(17) - Не допущу! (18) Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! – возопил ревнивый друг и выхватил из-под ног
беглеца доску. (19)Тот мгновенно бухнул в бурные волны – и утонул.
(20)Враг засмеялся самодовольно – и пошѐл прочь; а друг присел на бережку – и начал горько плакать о своѐм
бедном … друге!
(21)Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал…ни на миг.
(22) – Не послушался меня! (23)Не послушался! – шептал он уныло.
(24) – А впрочем! – промолвил он наконец. (25) – Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной
тюрьме! (26)По крайней мере, он теперь не страдает! (27)Теперь ему легче! (28)Знать, уж такая ему выпала доля!
(29) – А всѐ-таки жалко, по-человечески!
(30)И добрая душа продолжила неутешно рыдать о своѐм злополучном друге. (И. Тургенев)
Часть 1
А1. Определите тип и стиль речи данного текста.
1)повествование, публицистический 2) описание, художественный
3) рассуждение, разговорный 4) повествование, художественный
А 2. Почему герои повествования лишены имѐн?
1)Автор затрудняется в выборе имѐн героев.
2)Автор не придаѐт значение именам, так как они никак не влияют на смысл рассказанного.
3)Автор даѐт возможность читателю самому назвать имена персонажей.
4)Такова авторская традиция Тургенева.
А 3. Какая из пословиц соответствует содержанию текста?
1)На друга надейся, а сам не плошай. 2)Старый друг лучше новых двух.
3)Друг познаѐтся в беде. 4)Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
А 4. Как характеризует «друга» информация, содержащаяся в предложениях 24-30 данного текста?
1)Это неумный человек. 2)Это жалостливый человек.
3)Это трусливый человек. 4)Это злой человек.
А 5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 30: «И добрая душа
продолжала неутешно рыдать о своѐм злополучном друге».
1)метафора 2)эпитет 3)гипербола 4)ирония
Часть 2
В 1. Замените устаревшее слово «узник» стилистически нейтральным.
В 2. В предложении 8 найдите и укажите слово, в котором звуков больше, чем букв.
В 3. В предложениях 17- 20 найдите и укажите слово, правописание приставки в котором зависит от значения.
В 4. Укажите, какой частью речи является слово по-человечески (предложение 29).
В 5. Из предложения 16 выпишите слово, состоящее из одной приставки, одного корня, одного суффикса и
окончания.
В 6. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
В 7. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
В 8. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.
В 9. Среди предложений 7 – 10 найдите и укажите сложное, бессоюзное предложение.
В 10. Среди предложений 11 – 15 найдите и укажите предложение с обращением.
В 11. Среди предложений 20, 22- 24 найдите такое, в котором есть авторские знаки препинания (тире).
В 12. Среди предложений 14- 17 найдите и укажите односоставное определѐнно-личное предложение.
В 13. Среди предложений 24-27 найдите и укажите осложнѐнное вводной конструкцией.
В 14. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Укажите цифру, обозначающую знак
препинания, отделяющий (-ие) части сложного предложения.
Враг засмеялся самодовольно –
1
и пошѐл прочь;2
а друг присел на бережку –
3
и начал горько плакать о
своѐм бедном друге!
В 15. Укажите, к какому типу односоставных предложений относится предложение 27.
Часть 3
С 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое настоящая дружба?».
Олицетворения: весь мир и вся Вселенная встают на дыбы; ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима; сшиблись широкими лбами темные облака; дождь сопит пахнущая корнями земля; ленивеют и толстеют облака, идущие все в одну сторону, надменно, самодовольно начинают рычать огрубевшие громы; проползают грибницы.
Сравнения: будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани; словно добрые призраки.
Метафоры: Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. На березах еле слышно оживают размякшие ветки, от лопающихся почек они тоже меняются, делают свой уток и основу; зеленое, разнузданное пиршество лета; нити грибных дождей уже напрасно сшивают самобранную июльскую скатерть.
Посмотреть - посмотрю, посмотрит, будет посматривать
Лепить - лепит, будет лепить
Поливать - польёт, будет поливать
Полить - польёт, будет поливать
Играть - играет, будет играть
Выиграть - выиграет, будет выигрывать
Желтеть - желтеет, будет желтеть
Пожелтеть - пожелтеет, будет желтеть
Узнать - узнает, будет знать
Узнавать - узнает, будет узнавать
Предложение : Расчистил он в яме местечко, наковырял глины, стал лепить кукол.
Переведу несколько строк и смотрю в окно.
А теперь он сам учил сержанта узнавать звёзды.
Только не забывайте иногда играть на органе.
Подожди, ты увидишь, как осенью желтеет осина.