Прочитайте текст и выполните задания 1-13.
Нищий.
(1) Это было сразу после войны. (2) В квартиру постучался нищий. (3) Накануне праздновали мамин день рождения. (4) Все решили, что вернулся Мухолович доедать заливное.
(5) Мама отворила дверь, растерялась. (6) С тревогой остановила нищего в прихожей, где лежали меховые шапки. (7) Дрожащей рукой налила стакан «Алыбашлы».
(8) Нищий ждал. (9) Он был в рваном плаще. (10) Следов увечья не было заметно.
(11)Нищий молчал, заполнив собой все отдельной квартиры. (12) Гнетущая тишина опустилась на плечи. (13) Тишина давила, обжигала лицо. (14) От этой тишины ныл крестец.
(15) Мама вынесла стакан на чайном блюдце. (16) Нищий, тоже, глядя в пол, сказал:
(17) – Я не пью, мамаша. (18) Дайте хлеба…
(19) Потом Красноперов часто видел нищих. (20) Как-то раз в пригородную электричку зашел человек. (21) Он развернул бесстыжие меха гармошки и запел:
(22) Вас пятнадцать копеек не устроят,
(23) Мне же это – доход трудовой…
(24) Это был фальшивый нищий, почти артист. (25) А вот того парня, без следов увечья, Красноперов запомнил. (26) И тишину в коридоре. (27) И обмерших зажиточных родителей.
(С.Д.Довлатов «Иная жизнь»).
А. Задания с выбором ответа.
1.Какие высказывания не соответствует содержанию текста?
1)Когда нищий вошел в квартиру, все ему посочувствовали, накормили.
2) Красноперов навсегда запомнил этого нищего парня без увечья.
3) Красноперов считал всех нищих артистами.
4) Нищий произвел на членов зажиточной квартиры неприятное впечатление.
2. Укажите тему текста.
1) Случай, который перевернул жизнь Красноперова.
2) Нищий парень и Красноперов.
3) Появление нищего парня в зажиточной квартире.
4) Отношение к нищему парню зажиточных родителей Красноперова.
3. Какое из перечисленных суждений не является ошибочным?
1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.
2) В предложениях 19-21 представлено повествование.
3) Предложения 9-10 содержат описательный фрагмент.
4) В предложениях 25-27 представлено рассуждение.
4. Укажите предложение, которое связано с предыдущим при лексического повтора.
1) 21; 2) 9; 3) 13; 4) 12.
Б. Задания с кратким ответом.
5. Определите стиль и тип речи данного текста и докажите свою точку зрения.
6. Среди предложений 7-10 найдите односоставное предложение и запишите его номер.
7. Найдите в тексте 3 слова с безударной проверяемой гласной в корне слова и выпишите их, подобрав проверочные слова.
8. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение и напишите его номер.
9.Среди предложений 11-16 найдите предложение(-я) с деепричастным оборотом.
10.Выполните схему 11 предложения с описанием..
11. Выполните фонетический разбор слова: гнетущая.
12. Докажите, что данный отрывок – текст, подкрепляя свой ответ примерами из данного отрывка.
С. Задание с развернутым ответом.
13. Запишите, как вы понимаете смысл названия данного текста.
Пересказ текста не оценивается. Объем рассуждения – не менее 50 слов.
Леп - корень; к - суффикс; а - окончание; лепк - основа.
Лучик
Луч - корень; ик - суффикс; окончание - нулевое; лучик - основа.
Творожок
Творож - корень; ок - суффикс; окончание - нулевое; творожок - основа.
Советчик
Совет - корень; чик - суффикс; окончание - нулевое; советчик - основа.
Стекольщик
Стекол - корень; щик - суффикс; окончание - нулевое; стекольщик - основа.
Малинник
Малин - корень; ник - суффикс; окончание - нулевое; малинник - основа.
Венок
Вен - корень; ок - суффикс; окончание - нулевое; венок - основа.
Паренек
Парен - корень; ек - суффикс; окончание - нулевое; паренек - основа.
Золотко
Золот - корень; к - суффикс; о - окончание; золотк - основа.
Пятнышко
Пятн - корень; ышк - суффикс; о - окончание; пятнышк - основа.
Веснушки
Весн - корень; ушк - суффикс; и - окончание; веснушк - основа.
Горюшко
Гор - корень; юшк - суффикс; о - окончание; горюшк - основа.
Розочки
Роз - корень; очк - суффикс; и - окончание; розочк - основа.
Блеск
Блеск - корень; окончание - нулевое; основа - блеск.
будут в следующей жизни. 3) Я тебя уже устал ждать. 4) В романе Пушкина используются
словосочетания, которые использовались раньше и используются сейчас, такие словосочетания получили
название крылатых фраз. 5) По два-три раза в день ей нужно было приходить к своей
больной матери. 6) У него очень беден лексический запас слов языка. 7) Каждый из
присутствующих на той памятной встрече был необычен по-своему. 8) Я считаю, что все
присутствующие, которые будут сегодня выступать, должны придерживаться регламента. 9)
После ухода начальника беседа вновь продолжилась. 10) В нашей телепередаче вас ожидает
много . сюрпризов.