Прочитайте текст и выполните задания 1 — 5.
(1) Мне бы хотелось сказать несколько слов об искусстве садов и парков. (2) Садово-парковое искусство — наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. (3) Такое утверждение кажется на первый взгляд странным. (4) Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература, философия, театр, живопись и т. д.?
(5) Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, совсем уже запущенных.
(6) Вы идёте в парк, чтобы отдохнуть, подышать чистым воздухом, с его ароматом весны или осени, цветов и трав. (7) Парк окружает вас всюду, со всех сторон. (8) Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам всё новые виды, и вы, гуляя по его аллеям, только облегчаете ему, заросшему весенней травой, показ самого себя. (9) Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами, слышится пение птиц или лёгкий треск ветки вблизи; создающие ощущение и звуки настигают вас. (10) Создав особую «симфонию» красок, объёмов, звучаний, парк раскрывает ваши чувства.
(По Д. Лихачёву)
1) Среди предложений 6 — 10 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
2) Среди предложений 5 — 10 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.
3) Среди предложений 1 — 5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
4) Среди предложений 7 — 10 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
5) В данных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении, относящемуся к личному местоимению.
Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам всё новые виды,(1) и вы,(2) гуляя по его аллеям,(3) только облегчаете ему,(4) заросшему весенней травой,(5) показ самого себя.
2. В каком слове в корне пишется гласная И?
В) блистательный
3. Найдите группу слов с проверяемой безударной гласной в корне.
Б) выдирал, наберу, вытерли
4. В каком предложении выделенное имя существительное употребляется в прямом значении?
В) В саду горит костер рябины красной.
5. В каком слове пишется –НН?
Б) оловянный
6. Найдите слово с суффиксом –Н
Б) гусиный
7. Найдите слово с изменяемой приставкой
А) (пере, до, с и т.д.)делать
8. В каком слове пишется буква –С?
А) бесполезный
9. Укажите ряд слов с Ь знаком
Г) пишешь, беречься, полночь
10. В каком предложении есть обращение (знаки препинания не расставлены)?
А) Друзья, мои прекрасен наш союз!
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания 11-13
А. Всякий язык развивается, и вместе с ним изменяются его нормы. Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности. В. Нет, незыблемых норм не бывает . Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
11. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
г) Б, Г, В, А.
12. Что является грамматической основой в первом предложении?
а) язык развивается.
13. К какому типу речи относится текст?
А) описание
14. К какому стилю речи относится текст?
Б) научный
15. В каком предложении используются синонимы?
Г)
собака сторожила дом от грабителей.
старожил - старый
Местные старожилы рассказали об опасностях окрестных лесов.
обижала - обижать
Гриша долго обижался на своего хорошего друга Мишу, но они снова помирились
обежала - бег
Пожарные обежали горящий дом и нашли там маленькую девочку.
посидеть - сИдя
он посидел на скамейке и снова двинулся в путь.
поседеть - сЕденький
дедушка от старости стал уже седым.
поживать - жить
"Как поживаешь?" - спросила мама.
пожевать - жЁваный
на полу лежала пожёваная собакой игрушка.
посветил бы - свет
Максим посветил фонариком и стало видно всё вокруг.
посвятил бы - святой
Мы посвятили этому вопросу много времени.
примирять - мир
Саша примирил их и они снова стали друзьями
примерять - мерять
он поменял рост Даника и рост Влада, но хоть первый мальчик был старше, он оказался ниже.