Прочитайте текст и выполните задания 1-8
(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень понятном, мы часто говорим:
«Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до
того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч
лет. (3)Конечно, это учение шло не за партой. (4)Человек постепенно учился
строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. (5)И
одновременно он учился считать, потому что даже в самые далёкие времена,
когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли
обойтись без
счёта и меры.
(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них
была сама жизнь. (7)Древние люди добывали себе пищу главным образом
охотой. (8)На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться
всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. (9)Командовал
звериной облавой обычно самый старый и опытный охотник. (10)Чтобы добыча
не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь
— сзади, четыре — слева. (11)Тут уж без счёта никак не обойдёшься! (12)И
вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. (13)Даже в те
времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог
показать числа на пальцах рук.
(14)Удивительно, но и сейчас на Земле есть племена, которые при счёте не
могут обойтись без пальцев. (15)Вместо числа пять они говорят «рука»,
десять — «две руки», а двадцать — «весь человек», — тут уж считают и пальцы
ног. (16)Так люди при считать, пользуясь тем, что дала им сама
природа, — собственной пятернёй.
(17)Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». (18)Не с того ли далёкого
времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же,
что уметь считать? (По И. Депману)
1.Определите и запишите основную мысль текста.
2.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3–5 текста. Запишите
ответ.
3. Как умение человека считать нашло отражение в русском языке? Запишите
ответ.
4.Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые
подтверждают Ваш ответ.
5. Определите и запишите лексическое значение слова «незапамятные» из
предложения 6. Незапамятные — ...
(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была
сама жизнь.
6. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16–17,
выпишите это слово.
7.Подберите и запишите синоним к этому слову.
8. Объясните значение пословицы «Чему Ванечка не научился, того Иван не
выучит», запишите Ваше объяснение
( сочинение - рассуждение 70- 90 слов)
Весеннее пробуждение шмеля.
Весной в щель пола избушки протиснулся мохнатый, толстый, сердитый шмель.
1) [ = О, О, О - ]
Он зажужжал, покружился и боднул лбом стекло.
2) [ - круг внутри две полоски, круг внутри две полоски и круг внутри две полоски ]
А за окном ещё лежали пятна снега, торчали голые прутья кустов, поблёскивал лежалый лист.
3) [ = - ], [ = - ], [ = - ]
Я накрыл шмеля стаканом, подсунул снизу конверт и вынес мохнатого гостя на солнцепёк.
4)[ - круг внутри две полоски, круг внутри две полоски и круг внутри две полоски ].
( По Н. Сладкову)
Это текст. ТЕКСТ--это предложения, связаннае по смыслу и грамматически.
Весеннее пробуждение шмеля.
ВЕсной в щель пола избушки протиснулся мохнатый, толстый, сЕрдитый шмель. Он зажужжал, покружился и боднул лбом стЕкло.
А за Окном ещё лЕжали пятна снега, торчали голые прутья кустов, поблёскивал лЕжалый лист.
Я накрыл шмЕля стаканом, подсунул снизу конверт и вынес мохнатого гостя на соЛнцепёк.
( По Н. Сладкову)
(кто?) ШМЕЛЬ--существительное, обозначает предмет.
1. Н.ф. (кто?) шмель.
2. ПОСТ.: нариц., одуш., м.р., 2 скл.
НЕПОСТ.: в ед.ч., в И.п.
3. (кто?) ШМЕЛЬ--подлежащее.
(что сделал?) ЗАЖУЖЖАЛ--глагол, обозначает действие предмета.
1. (что сделать?) зажужжать.
2. ПОСТ.: сов.в., неперех., невозвратн., 2 спр.
НЕПОСТ.: в изъяв.накл., в вр., в ед.ч., в м.р.
3. (что сделал?) ЗАЖУЖЖАЛ--сказуемое.
(какой?) СЕРДИТЫЙ--прилагательное, обозначает признак предмета.
1. (какой?) сердитый.
2. ПОСТ.: качественное.
НЕПОСТ.: в полной форме, в ед.ч., в м.р., в И.п.
3. (какой?) СЕРДИТЫЙ-- определение.