Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Смерч, или торнадо, – достаточно редкое явление природы, которое может нести опасность для человека. (2) Смерч представляет собой воздушную воронку высотой в несколько сотен метров. (3) Эта воронка появляется из-за разности давления и температуры в верхнем и нижнем слоях атмосферы. (4) Торнадо формируется тогда, когда холодный воздух из одного воздушного слоя натекает на тёплый воздух из другого. (5) Именно из-за «наложения» двух потоков воздуха, которые различны по температуре, и возникает вихрь. (6) Воздух внутри воронки вращается с огромной скоростью и затягивает внутрь себя всё, что находится поблизости. (7) Тип смерча определяется по его «содержанию». (8) Так, смерч, в воронке которого содержится большое количество воды, называется водным. (9) Он зарождается в море, «вбирая» в себя потоки воды, и затем может выйти на сушу. (10) Огненные торнадо появляются из облаков, которые образуются после очень крупного пожара или извержения вулкана. (11) Они словно «впитывают» в себя языки пламени и разносят пожар на многие километры. (12) Земляные смерчи образуются после землетрясений и оползней и поднимать в воздух не только землю, но и камни, что очень опасно. (13) А вот одними из самых безопасных считают снежные смерчи, которые встречаются крайне редко, длятся всего несколько секунд и практически не имеют разрушительной силы. (14) Самыми слабыми считаются туманные вихри. (15) Эти вихри могут образовываться над озёрами или океанами, когда вода ещё довольно тёплая, а воздух значительно остыл. (16) В России смерчи редко, но всё же случаются. (17) Первое упоминание о смерче относят к 1406 году. (18) Летопись сообщает, что под Нижним Новгородом случился «вихорь страшен». (19) Смерч поднял в воздух упряжку вместе с лошадью и человеком и утащил так далеко, что они стали «невидимы».
2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
3. В чём, по мнению автора текста, заключается опасность огненного и земляного торнадо?
4.1. Определите и запишите лексическое значение слова «тёплая» из предложения 15.
4.2. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
5.1. Определите стилистическую окраску слова «утащил» из предложения 19, запишите.
5.2. Подберите и запишите синоним к этому слову.
6. Объясните и запишите значение фразеологизма «заговаривать зубы». Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Мой лучший день лета был в начале августа. Он у меня чудесно. Утро началось с того, что я проснулся рано, сам, никто меня не будил. Проснулся я в прекрасном настроении. Просто так, безо всяких причин.
После завтрака мой папа уехал по делам. Я еще не знал, что он решил купить мне велосипед, который я давно хотел. Но раньше на него не было денег, а теперь они нашлись. Домашние сговорились не рассказывать мне о сюрпризе. Я сидел дома. Заняться на каникулах было нечем. Тогда я решил организовать что-нибудь интересное сам. Я стал звонить друзьям и звал их пойти на речку.
Я особо не надеялся, но неожиданно собралась толпа человек в восемь! Одного мальчика и девочку я даже раньше не знал, мы познакомились. Я руководил походом и повел всех на реку. Наша компания отлично провела время. Мы купались, загорали, бросали друг друга в воду. Было много веселья, визгу.
Когда я вернулся домой, папа уже приехал и привез мне велосипед. Вот радости-то было! Когда мы с моими друзьями Колей и Сашей обкатали его во дворе, то родилась идея поехать в гости к новым друзьям. Я имею в виду Рому и Оксану, с которыми мы познакомились по пути на речку. Тогда мы поехали на велосипедах к ним на улицу. Мы сидели с Ромой, Оксаной и их знакомыми на лавочке под деревом. Просидели до позднего вечера, хорошо пообщались, а потом уехали домой. И кстати, дома меня совсем не стали ругать за то, что я поздно вернулся. А еще я подружился с Оксаной, и мы дружим с ней и теперь.