Прочитайте текст и выполните задания: 1) Выпишите из текста аргумент, подтверждающий необходимость сохранения национальных традиций.
2) Сформулируйте 5 вопросов к тексту, начинающихся со слов: Почему? Каковы причины? На ваш взгляд… В чем суть? Правильно ли?
3) Какие выводы вы сделали для себя после прочтения текста? Запишите 3 вывода.
Соревнования в красноречии и мастерстве владения образным и метким словом были традиционны для казахов и всегда являлись своеобразным экзаменом в ораторском искусстве. Победа приносила славу, признание и известность. Услышанные на айтысе афоризмы и удачные выражения позже передавались из уст в уста и становились крылатыми. Особую популярность получил айтыс при проведении каких-либо традиционных обрядов (свадьба, рождение ребенка и т.д.).
Далеко за пределами Казахстана известно имя Жамбыла Жабаева, участвовавшего в огромном количестве айтысов и написавшего много оригинальных поэтических произведений. Навсегда останутся в памяти имена и таких акынов казахской земли, как Нурпеис, Иса, Шашубай, Толеубай и многие другие. «Слово акына острее клинка и нежнее волоска», «У хорошего оратора слова меткие, а язык, как и руки умельца - народное достояние» - подчеркивалось в казахских пословицах.
Аналогично русской пословице «Молчание – золото» у казахов также отмечалось что «Немногословие – золото многословие - бронза». Таким образом слово может быть как разобщающим и разрушающим так и вдохновляющим убеждающим и бодрящим оружием человека.
Казахский народ гордится своими традициями, поэтому искусство красноречия не утрачивает своей значимости и сегодня. Оно славит народ и его мудрость людям преодолевать трудности.
2. Расставьте знаки препинания в выделенных предложениях.
В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу __ и видны были стволы мачт. (М.Горький).
Запятой перед И не будет, т.к. есть общий второстепенный член предложения - В ГАВАНИ.
ССП , соч. союз И соединяет 2 простых предложения в составе ССП (2 грамм. основы: «огни столпились», «стволы мачт были видны».
Схема: (….) _ и (….)
Когда Каштанка проснулась, было уже светло _ и с улицы доносился шум, какой бывает только днём.
Сложное предложение с разными видами связи:
Подч. союз КОГДА и союзное слово КАКОЙ связывают 2 придаточных предложения (придаточное времени и придаточное определительное) с главными.
Соч. союз И соединяет 2 простых предложения. Запятой перед И не будет, т.к. есть общее придаточное предложение - Когда Каштанка проснулась
В этом сложном предложении 4 грамм. основы: «Каштанка проснулась», «было светло», "доносился шум" и "какой бывает".
Схема: (Когда...) , (….) _ и (….) , (какой….)
Боброву вспоминались читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит своей милой, что они не будут клясться друг другу, потому что клятва оскорбила бы их доверчивую и горячую любовь (Куприн).
СПП с тремя придаточными предложениями с последовательной связью, союзное слово В КОТОРЫХ связывает первое придаточное предложение с главными, подч. союз ЧТО связывает первое придаточное со 2-ым придаточным предложением, подч. союз ПОТОМУ ЧТО связывает второе придаточное со 3-им придаточным предложением.
4 грамм. основы: «вспоминались стихи», «поэт говорит», "они не буду клясться", "клятва оскорбила бы".
Схема: (….) , (в которых….) , (что….) , (потому что...)
Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.
СПП с двумя придаточными предложениями с однородной связью, подч. союзы ЧТО связывают главное предложение с 2 придаточными предложениями.
3 грамм. основы: «Оленин знал», «опасно», "абреки скрываются".
Схема: (….) , (что….) , (что….)
Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза (Т.)
БСП
После первого предложения стоит двоеточие, т.к. вторая часть (три предложения) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»)
В этом сложном предложении 4 грамм. основы: «приятно лежать???», «тело нежится и томится», "пышет лицо" и "лень смыкает".
Схема: () : (….) , (….) , (….)
Из предложений 14-19 выпишите краткие прилагательные: легко и просто (19)
Из предложений 13-15 выпишите прилагательное в превосходной степени: дороже всего.
Из предложений 4-5 выпишите определительные местоимения: всего, каждом.
Из предложения 8 выпишите все местоимения: этого. он, которые,
Из предложения 2 выпишите переходный глагол: уместить.
Из предложений 6-12 выпишите страдательное причастие: оправдано.
Из предложения 15 выпишите производный глагол: стремиться
Из предложений 15- 19 выпишите субстантивированные прилагательные (перешедшие в существительные): ученый, ученым, большое.
Из предложений 3-5 выпишите все частицы: бы, только.
Из предложения 2 выпишите все частицы: же, не.
Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью
управление: оправдывает средства.
Среди предложений 9-15 найдите простые односоставные безличные
предложения. Укажите их номера: 11,12.
Среди предложений 3-9 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих предложений: 4,5.
Среди предложений 6-19 найдите предложение с обособленным
распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения: 8.
Среди предложений 6-12 найдите предложение с нераспространенным приложением. Укажите его номер: 8.
Найдите в тексте предложения с вводными конструкциями.
Напишите номера этих предложений: 3, 13, 16.
Среди предложений 6-19 найдите сложносочиненные предложения. Напишите номера этих предложений:9,14.
Среди предложений 1-12 найдите предложения с придаточными
изъяснительными. Напишите номера этих предложений: 5, в 8 одна из частей.
Среди предложений 6-19 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения: 17.
Среди предложений 1-12 найдите предложение с последовательным
подчинением придаточных: 8.