Прочитайте текст и выполните задания 13—20.
(1) В одном из словарей написано, что красивое — это то, что «радует глаз или разум». (2) Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь из камня, не переложить на музыку? (3) Аналогом одухотворённости в искусстве является красота логических построений в науке.
(4) Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности, взаимосвязанности и взаимообусловленности частей, образующих целое, и отражает гармонию мира. (5) Не ошибаюсь ли я, так настойчиво сравнивая красоту в науке и в искусстве? (6) Ведь в искусстве всякое творение индивидуально и неповторимо — образ Дон-Жуана создавали многие, и среди них Мольер, Байрон, Пушкин, и каждый по-своему. (7) А в науке задача состоит в том, чтобы найти закон природы, не зависящий от индивидуальности учёного...
13.Укажите номер предложения, в котором содержится основная мысль текста.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
14. Укажите номера предложений, в которых автор говорит о том, чем отличается красота научного открытия и произведения искусства.
1)2, 7 2) 3, 4 3) 2, 6, 7 4) 2, 5, 6
15. Среди предложений 5 — 7 найдите синонимы. Выпишите их.
16.Выпишите слово, которое имеет значение «то, что представляет собой соответствие другому предмету, понятию, явлению».
17.Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.
18.В предложениях 6 — 7 найдите слово, выбор написания которого определяется правилом о правописании корней с чередованием гласных. Выпишите это слово.
19.Замените словосочетание пушкинских стихов, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием с типом связи управление.
Укажите количество грамматических основ в предложении 4
Обоснование: В данном предложении автор говорит о том, что как красота в искусстве, так и красота в науке определяется ощущением соразмерности, взаимосвязанности и взаимообусловленности частей, формирующих целое, и отражает гармонию мира. Это предложение содержит основную идею текста о сходстве красоты в искусстве и красоты в науке.
14. Автор говорит о том, чем отличается красота научного открытия и произведения искусства в предложениях 2 и 7.
Обоснование: В предложении 2 автор говорит о том, что красота науки заключается в красоте логических построений, которые нельзя выразить визуально или через другие искусственные формы. В предложении 7 автор говорит о том, что в науке задача состоит в нахождении законов природы, независимых от индивидуальности ученого. Оба предложения содержат информацию о различии между красотой науки и произведениями искусства.
15. Синонимы среди предложений 5 - 7: настойчиво - активно, индивидуально - по-своему.
16. Слово, которое имеет значение "то, что представляет собой соответствие другому предмету, понятию, явлению" - это "аналогом".
17. Грамматическая основа предложения 3 - "является".
18. Слово, выбор написания которого определяется правилом о правописании корней с чередованием гласных, находится в предложении 6-7 и это слово "искусстве".
19. Синонимичное словосочетание с типом связи управление для словосочетания "пушкинских стихов" - это "стихи Пушкина".
20. В предложении 4 количество грамматических основ равно 1. Грамматическая основа - это основа, выражающая смысловое ядро предложения. В данном предложении это "определяется".