Прочитайте текст и выполните задания 9—13. Дик-миноискатель
(1)Когда фашистов отогнали от Ленинграда, сержант Владимир Тетерин вместе с Диком отправился на
разминирование памятника старины.
(2)Сапёры, вооружённые инструментами, уже произвели первое обследование и ничего не обнаружили.
(3) Дик быстро обегал дворец по всем лестницам, спустился в подвалы. (4)Внезапно вожатый
услышал, как он царапается лапами в углу погреба. (5)Приподняли солому и увидели не замеченную никем
потайную дверь. (6)Дик, дрожа всем телом, рвался в эту запертую дверь. (7) Дверь взломали. (8)
Задание 9 Определите и запишите основную мысль текста. .
Задание 10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Задание 11 Когда дворец, по подсчётам фашистов, должен был взлететь на воздух?
Задание 12 Определите и запишите лексическое значение слова «рвался» из предложения 6. Подберите и
запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Задание 13
Определите стилистическую принадлежность слова «взломали» из предложения 7, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
1.согласные твёрдые
В)крушит [крушыт]
2. Укажите образования слова «пожелтевший».
Д) приставочный
пожелтевший - желтевший
3. количество грамматических основ :
[ШЁЛ ДОЖДЬ,
|барабаня по крыше|], и, [|нагоняя тоску|, назойливо ВЫЛ ВЕТЕР в трубе].
Б) 2
4. неверный ответ в определении грамматических признаков.
Г) кинувшись – краткое причастие (деепричастие)
5. предложение с причастным оборотом
Б) Смерзшаяся земля×, |покрытая пушистым слоем снега|, совершенно смолкла.
6. должны стоять запятые
Недалеко от люка выше колен в воде (1) стоял мальчонка, (2)
|палкой прощупывая дно этой реки×|, (3)
|неожиданно появившейся после ливня|.
Г)2,3
7. ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.
А) плащом, врачом, шалашом
8. ряд, в котором слова употреблены в переносном значении в обоих
словосочетаниях:
В) золотые слова, строить планы
9. Найдите слово с ударением на втором слоге:
В)красИвее
10. В каком случае нет ошибки в словообразовании и употреблении слов:
ответ: А) благодаря обилию снега
(Б. написал красивЕЕ ;
В. пришёл ИЗ школы поздно)
11. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель. Б. Так видеть и ощущать
умеют только дети, и хорошие писатели. В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и
увидел привычный мир глазами путешественника, попавшего в неведомые страны. Г. У Аркадия
Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».
2) ГАВБ
12. Определите тип речи воссозданного текста из задания №11.
Б) описание
13. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
Г) На – союз (предлог)
14. Определите стиль речи текста из задания №11.
А) публицистический
15. Образуйте глагол от прилагательного зелёный суффиксальным
Запишите полученное слово.
ответ: зелен/е/ть, зелен/е/ющ/ий
16. Назовите часть речи, подчеркнутую в предложении: Благодаря друга я справился с
трудностями.
ответ: Слово благодаря - производный предлог
17. каким членом предложения является выделенное слово: Землю ВСКАЧЬ не
пашут.
ответ: вскачь - наречие (как?)
А1. Укажите слово, в котором букв меньше, чем звуков
Б) подъезжая
А 2. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква
Г) к..сой ( дождь) , г..реть, р..сточек
А 3. Выпешите слово, в котором на месте пропуска пишется И?
В) ц..тадель
Г) куц..й
А 4. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется буква О.
В) мальч..нка, бельч..нок, девч..нка
А 5. В каком ряду представлены словосочетания?
Б) прочитал книгу, синий шарфик
А 6. В каком ряду все слова являются именем существительным?
А) пример, шахматы, гроздь, кенгуру
А 7. Какой схеме с прямой речью соответствует данное предложение: « Теперь не пропаду, - подумал я, - тропинка куда-нибудь приведёт»
Г) « П, -а, -п.»
А 8. В каком слово сочетание [чн] должно произноситься как сочетание [шн]?
Б) яичница
А 9. В каком предложении НЕ с существительным пишется раздельно?
Б) (Не)котёл варит, а стряпуха
А 10. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква Ы?
Г) ц..плёнок. ц…ц, на ц..почках
А 11. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окон-чания?
А) рассадник
А 12. В каком слове правописание суффикса является исключением из пра-вили?
Г) оловянный
А13. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется буква, переда-ющая звонкий согласный звук:
Б) сладкое_ка;
А14.В каком примере в суффиксе пишется нн?
В) смышлен_ый мальчик;
А15.Орфографическая ошибка допущена в слове:
А) укращать;
Б) шипцы;
В) пятнистый;
Г) ограждать.
А16. Лексическое значение какого слова определено неверно?
Б) Фактор – причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.
А17.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
В) ср_статься, ск_чок, кат_строфа, препод_ватель;
А18. У какого слова из предложения неверно определены грамматические признаки?
В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны.
А) в продолжение – существительное с предлогом;
Б) всей – определительное местоимение;
В) весьма – наречие;
Г) внимательны – краткое прилагательное.
А19. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:
В) кошолка;
А20. В каком примере возможно только одно написание?
В) лож(ь);
А21. Значение какого слова определено неверно?
Г) фактор – действительное событие, явление.
А 22. Укажите слово со слитным написанием:
В) (железно) дорожный
А 23. Какое из ниже перечисленных слов является устаревшим?
Б) чело
А 24. Какое существительное можно отнести к общему роду?
Г) рёва
А 25. В каком ряду все существительные имеют один и тот же род?
А) Тбилиси, авеню, стрит
Объяснение: