Прочитайте текст и выполните задания A29 - А30, В1 – В4 (1)В самом понятии массовой культуры ничего плохого нет. (2)Когда бы ценностная культура овладевала массами, когда бы лучшие ее образцы и настоящего становились хлебом насущным, - что могло бы быть полезней столь широкого ее распространения?! (3)Ибо тогда широта бы и глубине. (4)0б этом мечтали и мечтают все творцы прекрасного - чтобы их слушали, читали, смотрели и впитывали не узкие круги, а миллионы. (5)Однако в том понятии, в каком утвердилась сейчас массовая культура, ничего общего с желаемым она не имеет. (6)Условия культуры - эстетическое просвещение народа, возделывание его души таким образом, чтобы она оказалась принимать добро и красоту. (7)Из того состава, который есть в нас, с одинаковым успехом можно сделать и человека, и зверя. (8)В зависимости от того, кто возьмется за эту работу.
(9)В 20-е годы происходило директивное, силовое вытеснение традиционного искусства новым, которое назвало себя революционным. (…) (12)Однако при этом художественный вкус народа продолжал оставаться здоровым. (13) В деревне, отпев положенную новую песню, брались за старые. (14)Слишком велика была крестьянская Россия. (15)Да и средства массового давления на человека, называющиеся почему-то средствами информации, были не те, что ныне, и не могли от начала до конца объять страну показательно-воспитательной обработкой. (16)Вспомним, что еще совсем недавно опасным проявлением дурного тона нам представлялся городской романс. (17)А уж как пугались мы мелодрамы, расслабляющей душу пустопорожней чувствительностью! (18)Сейчас бы нам эти тревоги! (19)Сейчас, когда все, что насильно прививалось в 20-е, привилось как бы само собой и пошло в массы, когда двигателем искусства стала реклама и конкуренция, когда дурное самым демократическим путем заступило место хорошего, когда мораль, без которой не сочинялась ни одна басня, превратилась в кукиш в кармане, а гармония вырядилась в шутовской наряд (По В. Распутину).
А29. В каком предложении автор пишет о предназначении культуры?
1) 2; 2) 4; 3) 6; 4) 19.
А30. Определите стиль и тип текста:
1) научный стиль; рассуждение;
2) художественный; повествование;
3)публицистический стиль; рассуждение;
4)публицистический стиль; описание.
Часть 2.
В1. Из предложения 3 выпишите словосочетания с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ.
В2. Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Укажите номер этого предложения.
В3. Среди предложений 16 – 19 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Укажите номер этого предложения.
В4. Из предложения 6 выпишите метафору.
А29 - 3
А30 - 3
В1 - Тогда
В2 - 15
В3 - 16
В4 - Возделывание души