Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В7 (1) Как много говорят в последние годы, свободу-то мы получили, но распорядиться ею не смогли. (2) Писатель Василий Гроссман как-то сказал, что русский человек был свободен только девять месяцев - от Февральской до Октябрьской революции 1917 года. (3) Мы вышли из крепостного права и тут же с удовольствием влезли в ярмо советской системы. (4) Свобода как та травка на английском газоне - нужен не один десяток лет, чтобы она выросла. (5) Мы не можем понять, что испытывает человек, веками живущий в свободном обществе - француз или англичанин.
(6) Что такое свобода? (7) На мой взгляд, свобода - это умение жить так, чтобы твои действия не мешали жить и быть свободным другим, умение управлять своими желаниями. (8) Ведь все мы - живые люди и можем быть и разнузданными, и своевольными. (9) Мы нарушаем границы свободы окружающих людей: в мелочах - ущемляем свободу домашних, по-крупному - ущемляем свободу улицы или города.
(10) Я верю, что мы научимся быть свободными. (11) Ещё недавно чуть ли не 70% населения голосовало за возвращение к жёсткой руке. (12) Но на днях в России был проведен социологами опрос, можно ли ради борьбы с терроризмом ограничить права человека, прослушивать телефоны, досматривать без судебного решения. (13) Не проголосовали люди за это! (14) Уже выросло поколение, которое освободилось от страха. (15) Я верю, что чувство внутреннего достоинства, жажда свободы победят. (16) Люди не хотят быть рабами, потому что рабство - это потеря достоинства, потеря личности. (17) Страшнее рабства нет ничего.
(18) Мне могут возразить: но если русский человек перестанет бояться, его вообще ничто не остановит. (19) Послушание, основанное на страхе, временное. (20) Раб ведь послушен только до тех пор, пока над ним занесён кнут. (21) А потом он становится ещё более жесток, чем его надсмотрщик. (22) Общество, построенное на страхе, ждёт катастрофа. (23) Общество свободных людей может рассчитывать на успех.
А29. В каком предложении текста автор формулирует свое понимание свободы?
1) 7 2) 9 3) 11 4) 17
А30. Какой тип речи представлен в тексте?
1) рассуждение 2) повествование
3) описание 4) описание с элементами повествования
А31. Укажите предложение, в котором есть контекстные антонимы. 1) 5 2) 7 3) 9 4) 12
В1. Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным нулевой суффиксации).
В2. Из предложений 9—17 выпишите субстантивированное прилагательное (прилагательное, которое перешло в существительное).
В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В4. Среди предложений 1 - 7 найдите простое двусоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 10 — 20 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1 - 9 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 6-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с сочинительного противительного союза. Напишите номер этого предложения.
Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и молодой человек с радостью предавался забавам и развлечениям. Главное удовольствие его жизни составляли званые вечера и балы. Один из таких балов оставил глубокий след в его сердце.
К тому вечеру молодой человек готовился особенно тщательно, поскольку на нем должна была присутствовать любимая девушка – Варенька, «высокая, стройная, грациозная и величественная» с ласковой и всегда веселой улыбкой. Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью». Вальсы и мазурки сменялись кадрилями и польками, шампанское лилось рекой, благосклонные улыбки и взгляды Вареньки, ее нежный смех кружили голову. Ивана Васильевича переполняло счастье. Особенно яркое впечатление произвел на него танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника. После ужина Иван Васильевич опять танцевал с Варенькой, и «счастье его росло и росло».
Но утром произошли события, которые круто изменили его настроение, да и всю его жизнь. Придя домой после бала, юноша понял, что переполняющие его чувства не дадут ему уснуть, и вышел прогуляться, бессознательно направляясь туда, где жила его любимая. Но здесь счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, проводимого сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал этим действием отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью на балу. Одни солдаты вели раздетого по пояс человека, привязанного к ружьям, а остальные солдаты били его палками. Иван Васильевич увидел мокрую, красную, неестественную спину солдата, который просил помиловать его. А рядом с беднягой Иван Васильевич увидел полковника, который не только шел радом, но и внимательно наблюдал за исполнением наказания. Увидев Ивана Васильевича, полковник отвернулся, как будто не встречал его никогда. Суровая реальность поразила юношу. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что «любовь с этого дня пошла на убыль», потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину «полковника на площади», и ему становилось как-то неловко и неприятно, он стал все реже и реже с нею видеться. Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.
На всю жизнь запомнил эту ужасную картину Иван Васильевич. Другими глазами посмотрел он на окружающих людей – и на себя тоже. Не умея изменить или остановить зло, юноша отказался от своего участия в нем.
Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова. В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, илиморфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, играмматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).
Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) — а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.
Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически каксиноним морфологии.
Ряд лингвистических концепций (особенно генеративистских) не выделяет морфологию как отдельный уровень языка (таким образом, после фонологииначинается сразу синтаксис).