Прочитайте текст и выполните задания. Да, это была головокружительная гонка! Восьмой километр проходил через
труднейший участок дистанции. Здесь требовались не только скорость и сила, но и
искусное владение техникой горнолыжного хода, умение стремительно брать подъем,
миновать препятствия, резко ломая лыжню. Здесь Наташа чувствовала себя хозяйкой. Там,
где Алиса сбавляла ход, она шла на полной скорости. На подъемах, которые Бабуриной
приходилось брать максимальным усилием, уральская гонщица вымахивала своим
неизменным широким шагом. Она уже почти поравнялась с соперницей. Но последние
полтора километра гонки проходили по равнине. Этот этап был весьма благоприятным для
чемпионки. Алиса Бабурина недаром славилась своим ходом по ровной местности. На
стадионе уже увидели показавшихся вдали гонщиц. Наташа шла вплотную за Бабуриной.
Алиса не уступала. Она отчаянно работала руками, старалась вложить всю силу в каждый
толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей упрямой, легкой, широкой
поступью. Я хорошо их видел обеих в бинокль. Мне хотелось крикнуть навстречу:
«Ну, Наташенька, родная, покажите сейчас свой характер! Даром, что ли, вас
Степан гонял! Ну, милая!..»
Я не имел права обнародовать свои симпатии. Я обязан был оставаться
беспристрастным. Я рассказывал в микрофон, а голос мой, как неотступное эхо,
возвращался ко мне со всех сторон из репродукторов:
– Бабурина начинает свой обычный бурный заключительный спурт. Она делает
рывок, который не раз приносил ей победу. Но молодая зимогорская лыжница не отстает.
Феноменальная выносливость и отличная техника!
Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже буквально на плечах у чемпионки.
Я видел по движению ее губ, что она требует дать ей дорогу:
– Лыжню!..
Но Алиса не уступала. Опытная гонщица, она действовала сейчас очень хитро. Она
не позволяла настичь ее совсем, как говорится, сесть на лыжи. Тогда надо было бы
сворачивать, уступать, иначе это расценивалось бы как грубое нарушение правил и
спортивной этики. Нет, она сохраняла разрыв, заставляла Наташу, если той угодно, обойти
ее по целине и все время держала соперницу на некотором расстоянии за собой. Сделав
свой внезапный, как всегда, излюбленный рывок, столько раз приносивший ей решающую
победу, Алиса и на этот раз была уверена, что не ожидавшая этого тактического броска
соперница окажется сразу далеко позади. А пока она будет пытаться сама повторить такой
же резкий настигающий бросок, чемпионка пересечет линию финиша.
Спурт - тактический прием, резкое кратковременное увеличение темпа движения в
скоростных видах спорта (бег, гребля, велогонка и др.).
1. Определите тему текста …………………………….……………………………
2. Определите основную мысль текста ……………………………...……………
Рассказ «Свеча горела» М. Гелприна выглядит классической антиутопией и позволяет заглянуть в мир будущего на двести лет вперед. Мир, в котором люди полностью перестали читать, а гуманитарные науки больше не преподают в школах: все вытеснил технический прогресс. Автор ставит своей целью подчеркнуть те негативные стороны компьютеризации, о которых большинство не задумывается, так как не привыкло думать. Писатель рисует такую картину будущего, которую очень не хотел бы видеть, потому что это страшное будущее. «Свеча горела» — это рассказ-предупреждение. Но если разобраться подробнее, то окажется, что господин Гелприн, мягко говоря, перегнул палку в своем стремлении предостеречь нас от ужасной беды, под названием «упадок духовности».
За основу произведения автор взял давно известную проблему культурно богатого меньшинства и возвел ее в абсолют: вместо нескольких процентов читающих людей, остался лишь один. Он бывший учитель литературы, Андрей Петрович, услуги которого больше не нужны никому вокруг. Он вынужден продавать свои книги, чтобы хоть как-то выживать в футуристическом мире победы разума над чувством. Он испытывает те же проблемы, что и многие люди сейчас: непонятость, невозможность применить свои знания, отчуждение от окружающих, только это все очень гиперболизировано.
В реальной жизни проглядывается и типаж его ученика в лице робота-гувернера Максима, основным дефектом которого окружающие посчитали тягу к духовному обогащению, точно так же, как и в современной реальной жизни. Людям, стремящимся к высокому, духовному, сегодня часто навешивают ярлык «странных». Без сомнения, писатель взял одну из черт настоящего мира и гиперболизировал до такой степени, что в своем произведении превратил ее в настоящий апокалипсис души.
Тогда возникает во как же люди докатились до такой жизни? ответ автора: «им стало некогда читать». Согласитесь, звучит, по меньшей мере, глупо. Писатели перестали работать, потому что это стало невыгодно? Известно, что писатель пишет не потому, что это ему выгодно, а потому, что не писать он не может. А чтобы заработать, можно заняться журналистикой. Электронные книги не привлекли интерес? Достаточно посмотреть на статистику посещения книжных сайтов, чтобы убедиться в обратном. Не будем забывать и о том, что даже у самой непопулярной вещи, какой Гелприн рисует литературу в рассказе, найдутся фанаты, которые будут любить ее исключительно за непопулярность. Поэтому выходит парадоксальная картина: автор пытается предупредить нас о том, чего быть не может.
Но при этом рассказ достаточно актуален и освещает важную тему, это духовная убогость человечества. Мало того, многие из нас могут ассоциировать себя с безработным учителем, кто-то решит сравнить себя с роботом, который обрел жажду знаний, но большинство все равно будут теми самыми «неуспевающими читать» людьми, которым, по большому счету, нет дела до абстрактных во нравственного роста. Именно таких людей автор и пытается своим рассказом предостеречь от умственного оскудения.
Но предупреждение это, мягко говоря, разрушил сам писатель тем, что, понимая или не понимая, отразил картину не какого-то конкретного исторического периода, а всей истории человечества. Культура, духовность и мораль всегда были достоянием меньшинства, в то время как остальные оставались в рамках примитивных бытовых материй.
Объяснение:
Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расс усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у неё была без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается — так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.
Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя её атмосферу.
Объяснение: