Прочитайте текст и выполните задания, данные ниже (знаки препинания расставлены не во всех предложениях).
1.Книги спутники всей нашей жизни. 2. Они встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. 3. Огромный мир врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. 4. Человек, который любит читать, - счастливец. 5. Он окружён множеством умных и верных друзей. 6. Друзья эти – книги!
А) Определите и запишите тему данного текста.
Б) Определите и запишите основную мысль текста.
В) Озаглавьте текст и запишите название.
Г) Выпишите из текста предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым и поставьте его.
Д) Из предложения № 2 выпишите только грамматическую основу.
Е) Каким членом предложения является слово НАШЕЙ в предложении № 1?
Ж) Каким членом предложения является слово В КОМНАТУ в предложении 3?
З) Каким членом предложения является слово ДРУЗЕЙ в предложении № 5?
И) Определите тип словосочетаний (глагольное, именное, наречное) и сделайте их разбор.
В раннем детстве
Врывается в комнату
Любимых книг
«Обоз»
25. Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид.
гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (дееприч. оборот).
26 определить чем являются слово выделенное в предложении запятыми
Завтра будет неплохая погода
а) вводным словом
27 Найти неправильное утверждение
б) Придаточные предложения определительные отвечают на вопросы: где? куда? как?
28 Укажите группу прилагательных в которых пишется одна буква н
в) сви…ое сало, звери…ый реб, глиня…ый
5. Определить вид синтаксической связи в словосочетании:
руководитель бригадой.
б) управление
6. Укажите сложносочиненное предложение, в котором переел союзом И не нужно ставить запятую.
б) Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат(Е. Долматовский)
III уровень
Тест. 7. Укажите группу слов с буквой “З” в приставке.
в) бе…законный, и…влечь, в…бить
8. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении.
а) Я знаю в жизни два действительных больших несчастья: угрызение совести и болезнь.(А. Толстой)
9. Определите тип придаточного предложения:
Путники отправились дорогой, где не было луж.
а) определительное
IV уровень
10. Выберите правильный вариант написания словосочетаний.
в) отзыв о книге
11. Укажите предложение со сравнительным оборотом.
а) Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но, как извечная трава,
Все ж пробиваются сквозь плиты.
(В. Рождественскпий)
12. Найдите предложение с речевой ошибкой. Запишите его в исправленном виде
а) Жителям села, пострадавшим от наводнения, была оказана своевременная
1
1. Литота, 2. Омоформы, 3. Синонимы, 4. Антонимы, 5. Паронимы, 6. Диалектизмы
2
Иметь терпеливость - приобрести терпимость, экономичный человек - экономный обогреватель, дефектный товар - дефективный ребёнок, добрый мальчик - добротный дом, одевать ребёнка - надевать шапку, конструкторский отдел - конструктивный вопрос.
3
Старый дуб, старый режим, старая квартира, старинная книга, старинный друг, древний обычай, древние времена, древнее предание.
4
1. А - жизненный путь
2. А - Экономичном
5
1,Играть роль, иметь значение
2. Уделять внимание, придавать значение
3. Потерпеть поражение, одержать победу
6
7 - 2 неверно
8
Куры не клюют – очень много, в избытке.
Перейти Рубикон — означает готовность к решительным действиям, сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок, пройти «точку невозврата».
В пожарном порядке - спешно, экстренно, чрезвычайно быстро.
Дамоклов меч - это нависшая над кем-либо угроза, которая на первый взгляд не видна со стороны.
Во всю прыть - изо всех сил, с максимальной быстротой.
Ахиллесова пята - это слабое место человека.
Тертый калач - опытный, бывалый и хитрый человек, которого трудно провести, обмануть.
Панургово стадо - выражение, обозначающее группу людей, которая слепо подчиняется своему лидеру, копируя его поведение или повинуясь его воле. При этом такая покорность может приводить к самым печальным последствиям.
Сулить золотые горы - обещать слишком много.
Умывать руки - устраняться от участия в каком-либо деле, прекращать участие в чём-либо, снимать с себя ответственность за что-либо .
9 - 3 Образ действий, направление деятельности.
10
По сфере употребления лексика делится на две группы:
Общеупотребительная - (общенародные) слова, не ограниченные сферой употребления, составляют основную часть лексики русского языка, они используются во всех стилях, понятны всем говорящим на русском языке.
Лексика ОГРАНИЧЕННОЙ СФЕРЫ - Эта лексика ограничена в своём использовании различными обстоятельствами и условиями. К лексике ограниченного употребления относятся следующие группы слов:
1. диалектная лексика;
2. специальная лексика: профессиональная и терминологическая;
3. жаргонная лексика