Прочитайте текст и выполните задания . Если бы залы и комнаты Лицея умели говорить, сколько интересного порассказали бы они... Одну из самых волнующих историй рассказала бы, конечно, так называемая Газетная комната.
В Газетной комнат_ часто бывал и Пушкин пересматривал все перелистывал страницы*. Есть ли что о нападени_ Наполеона?
Наступил уже 1812 год и политические известия с каждым днем становились всё тревожней. Тревога носилась в воздух_. Война не была ещё об_явлена а части русской арми_ уже двинулись навстречу врагу.
Однажды мглистым февральским утром лицеисты увид_ли: мимо самого Лицея по Садовой улиц_ бесконеч?ной тёмной лентой движ_т?ся лейб-гвардии Гусарский полк. За ним двинулись и другие. Они шли и шли и подростки в синих мундирч_ках выбегали им навстречу из здания Лицея.
И они, эти мальчики, вдруг почувствовали: они вместе со всеми, они тоже русские. Некоторые лицеисты даже пытались убежать на фронт. Особенно их пор_зило известие, что генерал Раевский со знам_ в руках повёл в бой двух своих сыновей — шестнадцати и двенадцати лет. Учёба теперь казалась ненужным и утомит_льным занятием.
Все в Росси_ всё время ждали новостей.
Позже сами французы рассказывали, что при их приближени_ деревни превращались или в костры, или в крепости. Даже женщины сражают?ся. Крестьянка Прасковья из деревн_ Соколово одна оборонялась от шести неприятельских солдат. Трёх заколола вилами трёх других обратила в бегство… **
Пушкин гордился своим народом:
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем возжены.
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья…
1. Реши орфографические и пунктуационные задачи (18 х 0,5 = 9 п.; 6 х 1 = 6 п.).
2. Создай таблицу, назови колонки так: Глагол — Неопр. форма — Спряжение — Вид — Форма 3 л., ед. ч. Выпиши глаголы из абзаца, помеченного двумя звёздочками, и заполни таблицу по образцу (5 х 2 = 10 п.).
Образец: рассказывали — рассказывать — 1 спр. — несов. в. — рассказывает.
3. Произведи разбор по составу слова «оборонялась» (2 п.).
4. От какого слова образовался глагол, укажи образования (2 п.).
Оборонялась ←
5. Произведи синтаксический разбор предложения, помеченного звёздочкой, построй схему (4 п.).
6. Выпиши из стихотворения А. Пушкина устаревшие слова (не менее 5), подбери к ним современные синонимы (5 п.).
7. Озаглавь текст (1 п.).
8. О каком событии говорится в тексте? Приведи не менее трёх аргументов (3 п.).
9. Сформулируй основную мысль текста (2 п.).
10. Какие чувства испытывали лицеисты и почему (3 п.)?
11. Кому принадлежат следующие строчки (2 п.):
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
— И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Автор , название произведения .
12. Дай развёрнутый, аргументированный ответ на во Что объединяет эти строки с текстом контрольной работы» (6 п.)?
1. С приездом начальника начАлась бЕготня,
суета, все смущались, все сбИвали друг
друга с ног, иные обдергивались, опасаясь,
что они недовольно хороши как есть, чтоб
покАзатЬся начальнику.
что? беготня,суета-подлежащее
что сделала? началась- сказуемое.
кто? все- подлежащее
что делали? смущались- сказуемое
кто? все- подлежащее
что делали? сбивали- сказуемое
кто? иные- подлежащее
что делали? обдергивались- сказуемое
кто? они- подлежащее
что делали? хороши- сказуемое
здесь сложносочиненные предложения.
2.Мать всегда с беСпокойством смотрела,
как Андрюша иСчезал из дома на полдня,
и если б не запрет отца мешать ему,
она бы держала его при себе.
кто? мать- подлежащее.
что делала? смотрела- сказуемое.
кто? Андрюша-подл.
что делал? исчезал- сказуемое.
что? запрет- подлежащее.
что делать? мешать- сказ.
кто? она- подлежащее.
что делала? держала- сказ.
сложносоч. предл. и сложноподчиненные
3. Я был уверен в том, что если понадобится,
что он сразу же прИедет, даже если будет
очень далеко.
кто? я- подлежащее.
что делал? был уверен- сказ.
кто? он - подлежащее.
что сделает? приедет- сказ.
сложноподч.
4. Не думай, что твое доброе раСполОжение
к людям - это подарок, который ты делаешЬ
своим блиЗким, этот подарок самому себе.
что делай? не думай-сказ.
что? расположение- подл.
подарок- сказуемое
кто? ты- подл.
делаешь- сказ.
сложноподч. пр.
5. Спросите любого, что он понимает в слове
"природа", и никто не даст всеохватывающего
определения: одному - это дрова и
стройматериалы, другому-цветы и пение птиц,
третьему- небо, четвертому- воздух и так
без конца.
6. Было это еще в те времена, когда на валах
виднелись пушки, а пушкари у них постояННо
мЕнялись, то стОяли с фитилями поляки,
то, наоборот, из пушек палили козаки.
сложнопоч. и сложносоч.
извини!
2. Через пять минут никого не осталось на улице (никого - родительный падеж).
3. Больше ждать было некого (некого - родительный падеж).
4. Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего (ничего - родительный падеж).
5. Никто ничего не узнал о происходившем (никто - именительный падеж; ничего - родительный падеж).
6. Мне решительно скрывать нечего (нечего - родительный падеж).
7. А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать (некому - дательный падеж).
8. Им ни в чём нельзя доверять (ни в чем - предложный падеж).
9. Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины (не на чем - предложный падеж).
10. Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат (никакими - творительный падеж).