Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа.(2) Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. (3) Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, сто он ест крайне неприлично. (4) Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. (5) Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. (6) Голод был сильнее всех правил, всех приличий. (7) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. (8) Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. (9) Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. (10) Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. (11) Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. (12) Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:(13)- Ты, пастушок, ничего. (14) Не смущайся. (15) Ешь вволю. (16) А не хватит, мы тебе еще подбросим. (17) У нас насчет харчей крепко поставлено. ( По В. Катаеву)
Задания к тексту:
1.На фоне какого исторического события происходят события, о которых рассказывает В. П. Катаев в своей повести?
1) Гражданской войны
2) Отечественной войны 1812 года
3) Первой мировой войны
4) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
2. Содержание какого предложения позволяет нам получить информацию о том, где родился и рос Ваня? Напишите номер этого предложения.
3. В каком предложении мы найдем ответ на во Почему Ваня во время еды не соблюдал правила приличия?» Напишите номер этого предложения.
4. Какую информацию, характеризующую прежнюю жизнь мальчика, можно извлечь из предложения 7?
5. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.
1) лишения 2) беспечность 3) невзгоды 4) восторг 5) голод
6. Значение какого слова определено неверно?
1) щербатый – без передних зубов
2) полинявший – потерявший окраску, выцветший
3) ефрейтор – воинское звание, второе после рядового
4) смущаться – испытывать сильный страх
7.О каких душевных качествах ефрейтора Горбунова говорит информация, заключенная в предложениях 12 – 17? Укажите номера слов, называющих эти качества.
1) требовательный 4) жадный
2) строгий 5) чуткий
3) добродушный 6) заботливый
8. Среди предложений13 – 17 найдите имя существительное. Выпишите его.
9. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте? Выпишите 2 – 3 слова.
10. Какое высказывание искажает содержание этого текста?
Автор создает возвышенный образ защитников Родины, которые не очерствели сердцем в годы войны и с трепетной нежностью относятся к мальчику.
2) Автор показывает, какие беды приносит война людям, как она жестоко ломает их судьбы.
Автор показывает, что солдаты с трепетной нежностью, как к родному сыну, относятся к мальчику.
Автор осуждает мальчика за его прожорливость и показывает, как смешно выглядит невоспитанный человек.
11. Докажите, что предложение № 2 сложное.
12. Найдите предложение с однородными членами.
13.Выпишите из 1 предложения одно именное словосочетание и одно глагольное. Выделите главное слово.
14. Найдите в 7 предложении местоимение. Определите лицо, падеж, число и род.
16. Из 5 предложения выпишите предлог (-и).
17. Сделайте морфемный разбор слова подбросили (предложение 16).
18. Подберите однокоренные слова к слову, которое обозначает большой (предложение 9).
19. Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал автор?
20. Творческая работа: составить синквей со словом Ваня
1. Дательный падеж отвечает на вопрос "Кому? чему?" Если возникают сложности, можно добавить слово "дать"
2. С глаголом
3. Склонение притяжательных местоимений. Притяжательные местоимения «мой» , «твой» , «наш» , «ваш» , «свой» грамматически оформлены, как прилагательные, и точно так же изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений «его» , «её» , «их»
4. После глаголов движения: ходить, гулять, бежать, двигаться, бродить – предлог по употребляется с дательным падежом. Например: ходил по саду, гулял по лесу, бежал по дороге.
Надеюсь, я смогла
1.Ряд важных вопросов так и не был решён.2. Часть депутатского корпуса не поддержала данный законопроект.3. На конференцию прибыл тридцать один участник.4 .Тысяча паломников ежегодно отправляется в Мекку. 5. Миллиардов зрителей наблюдали за ходом Олимпийских игр по телевизору сто лет.(вроде нет ошибок).7. В результате аварии полгорода осталось без электричества. 8. Женщина - оператор быстро соединила меня с абонентом.(вроде нет ошибок).9. Вчера прочитала первую лекцию молодой преподаватель Петрова.10. Посоветуйся с тем, кто компетентен в этом вопросе.11. Никто, даже самые студенты, не смог решить задачу.12. Администрация завода, особенно директор и председатель профбюро, много сделала для организации летнего отдыха сотрудников.13. Газета «Московские новости» опубликовала интересную статью о творчестве молодых поэтов.14. Река Иртыш этой зимой покрылась льдом на две недели раньше срока.
Объяснение: