Прочитайте текст и выполните задания.
Мороз побежал по спине Абулхаира. Это он виноват, что оторвал верного друга от семьи, не отпускал от себя так долго. Как горько раскаивался он теперь в этом!..
Впервые в жизни Абулхаиру открылась истина - простая и сложная, как сама жизнь. Любой человек по-настоящему счастлив только у родного очага, в те короткие часы и дни, что проводит он в отчем доме. Любой джигит, если он даже горы для людей своротить, если сделал в этом мире много добрых дел, оставил доброе имя, добрую память о себе, если совершил подвиги во имя страны своей, народа своего - все равно счастлив лишь около родного очага, рядом со своими любимыми и близкими. Около них, рядом с ними оценивает он все содеянное или свершенное им в жизни. «Я не дал своему лучшему, единственному другу насладиться простыми человеческими радостями. В поход ли отправлялся, на дальнюю охоту, в долгий путь ли — всегда через гонца вызывал я Тайлана.
И он всегда являлся по первому же моему зову. Оставлял тепло очага, наслаждение и нежность, которые дарила ему красавица Патшаим, любовь отца, лепет ребенка, горячие ручонки, обнимающие его шею... О аллах, прости меня!» — чуть не зарыдал Абулхаир.
Абулхаир прикрыл веки старого бия. Матэ не раз говорил и другое... На большом совете, с которого он ушел в гневе и обиде на степных правителей, он бросил им: «Не избежать обиды, если мы живем вразброд, не заботясь о будущем!» Обосновавшись в безлюдном месте, копаясь в земле, чего никогда не делали его предки, Матэ говорил всем и каждому: пришло время, настала пора крепко задуматься казахам о том, как быть им дальше? Гривы коней да горбы верблюдов не их ныне: такие грянут беды и перемены, что самый быстрый конь не унесет от них
Когда скончался Тауке, Матэ, единственный, спросил: «Казахи, о чем вы плачете? О том, что не найдется хозяина для трона, или о том, что не найдется хозяина для страны!» А когда Болата избрали на трон и люди собрались на ханталапай, он предсказал: «Когда на трон восходит умный хан, народ уводит его скот, сам обирает хана. Когда же восходит неумелый и неумный хан, грабежу подвергается его народ, у людей уводят скот. Я знаю Болата с малых его лет. Ни разу не видел, чтобы он взошел на холм, задрал полы, подставил лицо ветру и справил нужду, — вечно прятался по оврагам! Робок он и вял! Радости вам с ним не будет!»
1.Составьте тезисный план к отрывку.
2.Определите основную мысль данного отрывка.
3.Выпишите из текста два примера СПП, определите тип придаточных предложений.
4.Сформулируйте выводы о роли патриотизма.
1. Он (что делает?) занимается важным делом.
Мне тоже следовало бы (что сделать?) заняться чем-нибудь.
2. Я (сдесь НЕ выступает, как частица) не_хочу делать домашнюю работу.
Я просто (не употребляется без не) недоумеваю, как ее выполнить?!
3. (гласная стоит та же, что и в инфинитиве)
Слушал - слушать; сеял - сеять.
4.
1 спряжение:
-ать; -ять; -оть; -уть; -еть; -ыть (искл.: на -ить: брить, стелить)
2 спряжение:
-ить
(искл.: на -ать: гнать, держать, слышать, дышать; на -еть: видеть, смотреть, терпеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, обидеть.)
5. Если есть суффикс -а-, пишем:
протирать, собирать.
А если нет суффикса -а-, пишем:
протереть, соберут.
6. Ты (что делаешь?) собираешь ягоды.