Прочитайте текст и выполните задания. (работа с текстом).
(1)В пер¬вый год моей жизни, в день ка¬ко¬го-то празд¬ни¬ка, по ста¬ро¬му по¬ве¬рью, ро¬ди-те¬ли мои устро¬и¬ли га¬да¬ние: они раз¬ло¬жи¬ли крест, дет¬скую саблю, рюмку и книж¬ку. (2)К чему пер¬во¬му при¬тро¬нусь, то и пред¬опре¬де¬лит мою судь¬бу. (3) При¬нес¬ли меня. (4)Я тот¬час по¬тя¬нул¬ся к сабле, потом по¬иг¬рал рюм¬кой, а до про¬че¬го не хо¬те¬лось до-тра¬ги¬вать¬ся.
(5) Рас¬ска¬зы¬вая мне впо¬след¬ствии об этой сцен¬ке, отец сме¬ял¬ся: (6) «Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын ру¬ба¬кой и пья¬ни¬цей!»
(7) Ста¬рин¬ное это га¬да¬нье, од¬на¬ко, и сбы¬лось, и не сбы¬лось. (8) Сабля, дей¬стви¬тель-но, пред¬ре¬ши¬ла мою жиз¬нен¬ную до¬ро¬гу, но и от книж¬ной пре¬муд¬ро¬сти я не отрёкся. (9)В че¬тыр¬на¬дцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пят¬на¬дцать перешёл на «Анну Ка¬ре¬ни¬ну», а в шест¬на¬дцать про¬чи¬ты¬вал и раз¬би¬рал с то¬ва¬ри¬ща¬ми всё под¬ряд. (10) А пья¬ни¬цей, к сча¬стью, не стал.
(11) Рас¬ска¬зы отца, про¬шед¬ше¬го тер¬ни¬стый путь от сол¬да¬та до ка¬пи¬та¬на, дет¬ские игры — всё это на¬стра¬и¬ва¬ло на опре¬делённый лад. (12) Маль¬чиш¬кой я по целым часам про¬па¬дал в гим¬на¬сти¬че¬ском го¬род¬ке
1-го Стрел¬ко¬во¬го ба¬та¬льо¬на, стре¬лял в тире по¬гра¬нич¬ни¬ков. (13) Ходил вер¬сты за три на стрель¬би¬ще стрел¬ко¬вых рот, про¬би¬рал¬ся с сол¬да¬та¬ми, счи¬тав¬ши¬ми про¬бо¬и¬ны, в укры¬тие перед ми¬ше¬ня¬ми. (14) Пули сви¬сте¬ли над го¬ло¬ва¬ми; было страш¬но, но очень за¬нят¬но. (15) На об¬рат¬ном пути вме¬сте со стрел¬ка¬ми под¬тя¬ги¬вал сол¬дат¬скую песню:
(16) Греми, слава, тру¬бой
За Ду¬на¬ем за рекой.
(17) Моё увле¬че¬ние при¬да¬ва¬ло мне вес в гла¬зах маль¬чи¬шек и вы¬зы¬ва¬ло их за¬висть…
(18) Сло¬вом, при¬жил¬ся в во¬ен¬ной среде, при¬об¬ре¬тя при¬я¬те¬лей среди офи¬цер¬ства, а ещё более — среди сол¬дат.
(19) Бу¬ду¬щая офи¬цер¬ская жизнь пред¬став¬ля¬лась мне тогда в орео¬ле сплош¬но¬го ве-се¬лья и ли¬хо¬сти, а не в бре¬ме¬ни тру¬дов и забот, как это бы¬ва¬ет в дей¬стви¬тель¬но¬сти.
(20) По мере пе¬ре¬хо¬да в выс¬шие клас¬сы сво¬бод¬но¬го вре¬ме¬ни, ко¬неч¬но, ста¬но¬ви¬лось мень¬ше, по¬яви¬лись дру¬гие ин¬те¬ре¬сы, и во¬ин¬ские упраж¬не¬ния мои почти пре¬кра¬ти-лись. (21) Не бро¬сил я толь¬ко гим¬на¬сти¬ки и пре¬успе¬вал в «во¬ен¬ном строе», ко¬то¬рый был введён в про¬грам¬му ре¬аль¬но¬го учи¬ли¬ща в 1889 году.
(22) Во вся¬ком слу¬чае, когда я окон¬чил учи¬ли¬ще, хотя вы¬со¬кие по ма¬те¬ма¬ти-че¬ским пред¬ме¬там су¬ли¬ли лёгкую воз¬мож¬ность по¬ступ¬ле¬ния в любое выс¬шее тех¬ни-че¬ское за¬ве¬де¬ние, об этом и речи не было. (23)Я из¬брал во¬ен¬ную ка¬рье¬ру.
(24) Было ли это след¬стви¬ем га¬да¬ния? (25) Не знаю… (По А. Де¬ни¬ки¬ну) *
1. Из предложений 2—6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
2. Из пред¬ло¬же¬ний 7—10 вы¬пи¬ши¬те слово, в ко¬то¬ром правописание суф¬фик¬са определяется правилом: «В суф¬фик¬сах отымённых при¬ла¬га¬тель¬ных -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пи¬шет¬ся НН».
3. За¬ме¬ни¬те книж¬ное слово «от¬речь¬ся» в пред¬ло¬же¬нии 8 сти¬ли¬сти¬че¬ски ней¬траль-ным си¬но¬ни¬мом. На¬пи¬ши¬те этот си¬но¬ним.
4, За¬ме¬ни¬те сло¬во¬со¬че¬та¬ние «увлечённо читал» (пред¬ло¬же¬ние 9), по¬стро¬ен¬ное на ос-но¬ве при¬мы¬ка¬ния, си¬но¬ни¬мич¬ным сло¬во¬со¬че¬та¬ни¬ем со свя¬зью управ¬ле¬ние. На¬пи¬ши-те по¬лу¬чив¬ше¬е¬ся сло¬во¬со¬че¬та¬ние.
5. Вы¬пи¬ши¬те грам¬ма¬ти¬че¬скую ос¬но¬ву пред¬ло¬же¬ния 24.
6. Среди пред¬ло¬же¬ний 19—23 най¬ди¬те пред¬ло¬же¬ния с од¬но¬род¬ны¬ми чле¬на¬ми. На¬пи-ши¬те но¬ме¬ра этих пред¬ло¬же¬ний.
7. Ука¬жи¬те ко¬ли¬че¬ство грам¬ма¬ти¬че¬ских основ в пред¬ло¬же¬нии 4. ответ за¬пи¬ши¬те циф¬рой.
8. В при¬ведённых ниже пред¬ло¬же¬ни¬ях из про¬чи¬тан¬но¬го тек¬ста про¬ну¬ме¬ро¬ва¬ны все за¬пя¬тые. Вы¬пи¬ши¬те цифру, обо¬зна¬ча¬ю¬щую за¬пя¬тую между ча¬стя¬ми слож¬но¬го пред-ло¬же¬ния, свя¬зан¬ны¬ми со¬чи¬ни¬тель¬ной свя¬зью.
Ста¬рин¬ное это га¬да¬нье, (1) од¬на¬ко, (2) и сбы¬лось, (3) и не сбы¬лось. Сабля, (4) дей-стви¬тель¬но, 5) пред¬ре¬ши¬ла мою жиз¬нен¬ную до¬ро¬гу, (6) но и от книж¬ной пре¬муд¬ро¬сти я не отрёкся.
9. Среди пред¬ло¬же¬ний 20—22 най¬ди¬те слож¬но¬под¬чинённое пред¬ло¬же¬ние с па¬рал-лель¬ным под¬чи¬не¬ни¬ем при¬да¬точ¬ных. На¬пи¬ши¬те номер этого пред¬ло¬же¬ния.
10. Среди пред¬ло¬же¬ний 1—7 най¬ди¬те слож¬ные пред¬ло¬же¬ния с бес¬со¬юз¬ной свя¬зью между ча¬стя¬ми. На¬пи¬ши¬те но¬ме¬ра этих пред¬ло¬же¬ний.
Скворец улетел от стужи, холода, заморозков туда, где намного теплее, комфортнее, но все равно он помнит родные края, он безумно скучает по ним, оттого и не поет.
Тема стихотворения: это скворец, улетевший в комфортную для него среду, но скучающий по родным землям.
Главная мысль: какой бы твоя родина не была, она остается родиной, и ты всегда будешь помнить ее и скучать по ней.
В древнерусском языке, а также в других древних славянских языках указательные местоимения были связаны несколько иными отношениями, чем в современном русском языке. Указательные местоимения определяют предмет по отношению к говорящему или к предмету речи с точки зрения близости или удаленности. При этом у нас сейчас различаются по форме местоимения лишь две степени удаления – «нечто близкое» и «нечто далекое» (ср. этот – тот).
В древних славянских языках выражалось три степени удаления: 1) близкое к говорящему сь (се); 2) близкое к собеседнику (бóльшая степень удаления) тъ (то); 3) вообще далекое онъ.