Прочитайте текст и выполните задания в тетради:
Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом
расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные
названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:
- Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть
можно! И тиной она поросла.
Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг, да и правда изменят
у нашей речки имя? Возьмут, да и назовут её Петлянкой, Мелководной
или вовсе Болотным ручьем…Обидно!
Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.
Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг
покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом
стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные
ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.
Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий,
стеклянный.
А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным,
фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку
зажгли.
Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит
светлая речка в хрустальных сияющих берегах.
Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём»
обозвать?
Задания:
1 Составьте и запишите план текста.
2 Сформулируйте основную мысль текста (1-2 предложения)
3 Определите и запишите тип речи абзаца №1
4 Определите и запишите стиль текста
5 Найдите и запишите не менее 3 средств художественной
выразительности (тропов), используемых в этом тексте
ТРОП ПРИМЕР из текста
Первый план произведения – ласкающий взор букет синих васильков, по-домашнему поставленный в обыкновенную кастрюлю, что добавляет этой картине дополнительный штрих простоты и обыденности. Стоящая рядом низкая вазочка с красными цветами приглушенного оттенка призвана оттенять васильковый букет, и этот прием с успехом обыгрывается автором.
Не менее интересным и примечательным нюансом натюрморта является и открытая книга, на страницах которой располагается скудная композиция красных цветов, лишь подчеркивающая красоту и богатство щедрой охапки васильков. Это сочетание повествует нам о романтичности и мечтательности натуры, внезапно погрузившейся в мысли о прекрасном во время чтения и, забыв обо всем вокруг, поставившей на раскрытой книге скромный красный букет, словно точку в конце увлекательного рассказа.
Теплый оттенок деревянной столешницы, как основы представленной нам композиции, великолепно дополняет домашнюю, полную гармоничного уюта картину. А там, за простым окрашенным окном, за редкой россыпью полевых цветов, раскинулось поле спелого хлеба, и этот золотистый, слегка колыхающийся покров напоминает о грядущей осени, сменяющей жаркую негу обильного и ароматного августа.
Кружащиеся над полем птицы придают всему пейзажу живости и органичной естественности, и мы подспудно чувствуем это бойкое движение, сопровождаемое легким «дыханием» стройных колосьев пшеницы под едва ощутимыми дуновениями летнего ветерка. Яркость и солнечный оттенок поля создают изумительный в своей природной прелести контраст с глубоким синим цветом последних васильков, сокрытых в уютной тени оконного проема, тогда как солнце царствует на поле, даря всему живому свой любвеобильный и ласковый свет.
Своим тенистым покровом будто манит нас вдаль густой лес, темной зеленой стеной вырастающий за пшеничным полем. И словно живительный глоток прохладной влаги, освежающей и ободряющей в летнюю жару, зовет к себе речка, неспешно катящая свои воды вдалеке. Тонкой дымкой подернут лесистый берег за рекой, но лишь свободным птицам дано в полной мере ощутить всю прелесть влажной прохлады того воздуха.
Картина «Последние васильки» - это средоточие доброты и всеобъемлющей природной гармонии, это тихая и скромная прелесть родного края, это с детских лет любимая родина, к которой в чужих пределах так стремится душа.