Прочитайте текст и выполните задания. Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной. Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» - раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот. Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу. Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна!
1. Выпишите из текста слова с приставками в таблицу, обозначьте приставки.
5 слов: 5 слов:
2. Выпишите 5 слов с проверяемой гласной в корне и подберите проверочные слова. 3. Выпишите все слова с чередующейся гласной в корне, выделите корень.
Слова с приставками, оканчивающимися на З или С
Слова с неизменяемыми приставками
1) Леса, смягчая климат, сохраняют влагу. (Нет ошибки).
2) Мальчишки согласно графика играли в футбол с командой седьмого класса . - Мальчишки согласно графику играли в футбол с командой седьмого класса . (Производный предлог согласно употребляется с дательным падежом).
3) Поэты, отдавая дань восхищения белоствольной берёзе, воспевают её красоту. (Нет ошибки).
4) Слушая симфонию, меня охватывает чувство восторга. - Когда я слушаю симфонию, меня охватывает чувство восторга. (Допущена ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом: действия, названные сказуемым и деепричастием, должны выполняться одним лицом; получается, что чувство охватывает и слушает симфонию)))
Вопрос 1
Что выражают предлоги?
• зависимость одних частей речи от других
• связь между частями речи
Вопрос 2
Выберите словосочетания, в которых предлоги выражают пространственные отношения
• писать на столе
Вопрос 3
Сопоставьте словосочетания и смысловые отношения, которые выражаются предлогами
• разговаривать в беседке
Вопрос 4
Выберите сочетания, в которых предлоги употребляются неверно
• Книга об вкусной и здоровой пище
• Беспокоиться о Ире
Вопрос 5
Выберите сочетание, в котором нарушены языковые нормы
• оплатить за проезд
Вопрос 6
Отметьте словосочетания с ошибками
• стрелять по нём
• тосковать по нам
Вопрос 7
Из каких предложений служебные части речи можно вычеркнуть без ущерба для смысла предложения?
• Не ешь слишком быстро!
• Значит, ты понял, в чём дело?
Вопрос 8
Отметьте поговорку, в котором нет ни одного служебного слова.
• Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Вопрос 9
Ученику дали задание: привести в пример десять служебных частей речи. Но в его ответ вместе со служебными вкрались несколько самостоятельных частей речи. Сколько слов, относящихся к самостоятельным частям речи, ученик привёл в пример?
темно, я, сколько, никогда - 4
Вопрос 10
Найдите предложения, в которых используются только самостоятельные части речи.
• Нам начали чаще попадаться контрольные патрули.
• Прочтя нудную мораль, мальчика отпустили: его извинения подействовали.