Прочитайте текст и выполните задания Знакомьтесь: мода
Все мы знаем, что такое мода. Но до конца ли мы знаем ее? Мода удивляла, вызывала недоумение; поражала воображение и озадачивала с первого дня своего появления на свет. Правда, день этот с точностью не установлен историками, хотя многие специалисты рождение моды относят к XIV веку.
Очевидно, она появилась позже, в Париже, хотя за право считаться родиной моды в течение столетий спорили многие земли и города. Считают, что ее возникновение связано с появлением крупных производств тканей. Очевидно, так оно и было –для того чтобы менять формы одежды достаточно часто, надо иметь то, что обеспечивало бы эти перемены. Где-то в XIV веке стихийное, всеобщее увлечение какими-то видами одежды получило свое название. Слово «мода» ведет происхождение от латинского «modus», которое переводится как «мера правило». В общем, смысл этот сохранился и по сей день, во всяком случае, он составляет часть современного понятия моды.
Позже мода стала распространяться в Италию, Англию, Испанию. Игры с модой нравились, ряды ее поклонников росли. Она перешагивала через самые строгие границы, ломала традиционные виды одежды, навязывала свой вкус и свои правила.
Первые попытки уйти от традиционного, веками не менявшегося костюма появились у нас в конце XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платье «с иноземского образца». Но все было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами Западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной.
Петр I открыл дорогу моде, в частности, немецкой. В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди –и мужчины, и женщины, от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб (т.е. национальный русский костюм сменялся европейской одеждой).
Мода влияла на нравы, на поведение, при этом как бы оставаясь в стороне – люди сами попадали в ее сети.
Случалось, что сам человек, вовсе не заботясь о моде, становился популярным, нравился многим и ему старались подражать – и в прическе, и в одежде. В начале XIX века, например, молодые люди носили прическу «а ля Титус», в подражание красивому сыну знаменитого голландского художника Рембрандта ван Рейна. Позже, в 20-е годы, стала нравиться широкополая шляпа генерала Боливара, который возглавил борьбу против испанцев в Южной Америке. Шляпу эту так и называли «боливар». В 70-е годы носили куртки «а ля Гарибальди».
Или другая, более известная история –с бородой. До петровских реформ, которые коснулись и костюма, на Руси и женщины и мужчины носили одежду практически одного покроя. Петр I одел мужчин в камзолы и брюки, а женщин –в пышные декольтированные платья. Бороды было приказано сбрить. Их сбрили. Но не все –казаки воспротивились новой моде и остались при бородах. В 1814 году русские войска, завершая войну с Наполеоном, вошли в Париж. Героические казаки произвели на парижан неизгладимое впечатление, а борода просто вошла в моду. Она так и называлась - борода «а ля рюсс».
Возникновение новой моды в Париже привлекло внимание и российских модников. По примеру «передовой Европы» заводят бороду и они, не подозревая, что к ним вернулась их собственная борода
О моде можно рассказывать бесконечно. Но важно здесь одно: каждый человек воспринимает моду по-своему. Это зависит от возраста, воспитания, убеждений, вкуса, культуры, характера, одним словом – от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира.
1. ответьте на вопросы:
• Какие чувства вызывает мода с первого дня своего появления на свет?
• Какая страна считается родиной моды?
• Откуда ведет свое происхождение слово мода?
• В каком веке старомодная одежда в России стала меняться на новую, более удобную? Что послужило причиной такой замены?
• Какой указ издал Петр I относительно одежды?
• Какие интересные случаи происходили в мире моды?
перед нами – картина замечательного художника аркадия александровича пластова - «летом». лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!
что же мы видим на этой картине? на полотне художник изобразил двух грибников: женщину и девочку, отдыхающих в берёзовой роще. изумрудная трава служит им мягким ковром. неподалёку изображена поляна, и видно, что палящие лучи хорошо прогревают землю. две берёзки склонились над путниками, будто хотят защитить грибников от знойного солнца. женщина с девочкой устали, так как мы видим, что рядом с ними стоят две полные корзины грибов. женщина уснула в берёзовой прохладе, сложив свои натруженные руки. в ногах девочки – полная чашка с питьём, она только что налила его из стоящего в траве глиняного большого кувшина.
она с грустью вспоминает о том, как радостно было находить рыжие и белые шапочки грибов, весело глядящие теперь из корзин! от неё ведь не смог спрятаться ни один хитрый гриб! всех нашла! а как рада была такой мама! засолят, и засушат – ох и вкусные будут грибы, хоть и достались с таким трудом. вот будет что зимой им вспомнить! и теперь как приятно в тени берёз отдохнуть после такого тяжелого труда! мысли девочки прервало чьё-то сопение. рядом с ней верный четвероногий друг – собака. видно, она тоже сильно устала, так как была верной попутчицей грибникам, сопровождая их от самого дома.
свернувшись калачиком, собака наверняка размышляет об обратном пути домой. ведь идти придётся не налегке, а с полными корзинами щедрых летних даров!
на переднем плане картины великий художник изобразил девочку в белом платье; , красном платке и бусами из ягод. рядом с ней лежит собачка. девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.
а на заднем плане картины мы видим отдыхающую бабушку в синем платье и платке. наверное, она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные березки и старый пень. за этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. на солнце трава светло-салатного цвета, а цветы разноцветные: желтые, розовые, фиолетовые.
после того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, пряным запахом трав и сладким — земляники.
рядом с людьми, в тени, стоит корзина с грибами и кувшин с сочными спелыми . мне понравилась картина пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. порой мы не замечаем, какая красота вокруг нас, картины художников понять ее, полюбить, научиться беречь природу.