Прочитайте текст. Какие этапы речевой деятельности осуществляет Остап Бендер? В каких формах ведется общение? Определите жанры, в которые герой облекает свою речь. Отметьте особенности, характерные для устной речи.
Дверь открылась. Остап в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кинооткрыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты. <...>
Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.
– Прекрасный мех! – воскликнул он.
– Шутите! – сказала Эллочка нежно. – Это мексиканский тушкан.
– Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.
Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.
– Вы – парниша что надо, – заметила Эллочка после первых минут знакомства.
– Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?
– Хо-хо!
– Но я к вам по одному деликатному делу.
– Шутите!
– Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.
– Хамите!
– Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.
– Жуть!
Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметила, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.
«Новое дело, – подумал он, – стулья расползаются, как тараканы».
– Милая девушка, - неожиданно сказал Остап, – продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.
1. Слушание. Остап внимательно слушает хозяйку комнаты и реагирует на ее слова и высказывания.
2. Говорение. Остап активно участвует в беседе, высказывает свое мнение, делает комментарии и задает вопросы.
3. Чтение. Остап читает информацию о мехах и использует эту информацию в своей беседе.
4. Понимание. Остап понимает речь собеседника, включая образные иносказания и шутки, и адекватно на них отвечает.
В тексте ведется устное общение между Остапом Бендером и Эллочкой – хозяйкой комнаты.
Остап Бендер использует несколько жанров в своей речи:
1. Жанр комплимента. Он говорит о прекрасном мехе и играет на чувствах Эллочки, чтобы сделать ей приятно.
2. Жанр обмана. Остап намеренно обманывает Эллочку, утверждая, что мех – шанхайские барсы, хотя на самом деле это мексиканский тушкан, который Эллочка сама покрасила.
3. Жанр обещания. Остап обещает подарить Эллочке шелковые коконы, представляясь председателем ЦИК Узбекистана. Это делается для того, чтобы произвести впечатление на Эллочку и завоевать ее расположение.
4. Жанр сопереживания. Остап делает вид, что он интересуется и сопереживает событиям в жизни Эллочки, чтобы вызвать ее доверие и симпатию.
В речи Остапа Бендера присутствуют особенности устной речи:
1. Использование неформальных выражений и обращений. Остап использует слова "мексиканский тушкан", "барсы" и другие слова, которые могут быть характерными для разговорной речи.
2. Использование экспрессивных интонаций. Остап использовал восклицания и активно выражал свои эмоции и чувства, чтобы произвести впечатление на собеседника.
3. Использование риторических приемов. Остап задает вопросы и делает утверждения, хотя, на самом деле, он не ждет ответов, а использует эти вопросы для того, чтобы продолжить разговор и убедить собеседника в своей правоте.
4. Использование личного опыта и образов. Остап говорит о том, что он знает мехи по оттенку и играет на чувствах собеседника, ссылаясь на изумруд и акварель.
Таким образом, Остап Бендер в тексте осуществляет этапы слушания, говорения, чтения и понимания. В общении с Эллочкой он использует жанры комплимента, обмана, обещания и сопереживания. В его речи проявляются особенности устной речи, такие как использование неформальных выражений, экспрессивных интонаций, риторических приемов и личного опыта.