Прочитайте текст. Найдите в нём ССП (выпишите их). Выявите, какие союзы использованы в них (группу по значению). Какое значение вносят данные союзы в ССП? ОРЕЛ
Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орел выронил рыбу, люди подняли ее и ушли. Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орел устал и не мог лететь опять на море, он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.
Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землею; в когтях у него опять была большая рыба.
Каждое слово имеет свою историю. Только на первый взгляд кажется, что все слова принадлежат только данному языку. На самом деле состав языка достаточно сложен: в нем присутствуют заимствования, устаревшие слова, архаизмы.
Изучением их происхождения занимается особая наука - этимология. Ее название происходит от греческих слов — etymon (значение) и logos (учение, наука) . Она возникла еще в Древней Греции. Правда, до XVIII века преобладали преимущественно наивные объяснения происхождения слов, часто по какому-то внешнему подобии» . Понятно, что сравнение по случайным признакам редко давало правильное объяснение.
Современная этимология основывается на законах развития языка и на сопоставлении близких по значению слов из различных языков. Знание законов, по которым образуются слова, позволяет этимологам реконструировать ряды слов, образованных от общего корня. Включение в такой ряд слова с непонятным происхождением установить тот источник, от которого оно было образовано.
Вот, например, слово «каракатица» . В современном русском языке близкими к Нему являются слова «курица» и «девица» . Они показывают, что слово «каракатица» должно происходить от прилагательного «караката» . Сравнение с хорошо известным русским словом «волосата» (краткая форма прилагательного «волосатый» ) показывает, что прилагательное «караката» также должно иметь значение избытка чего-то.
В русском языке нет слова «корок» , но учитывая, что в болгарском и польском языках есть слово «крак» — нога, мы можем прийти к выводу, что слово «каракатица» означает «многоножка» .
Знание происхождения слова не только понять его значение, но и правильно употреблять его в языке, грамотно склонять или спрягать, сочетать в предложении с другими частями речи.
А ВОТ ШАБЛОН СОЧИНЕНИЯ
Нужны ли нам знания о ……….. .Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь более грамотной и организованной.
Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению) , вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь) .
Итак, ……….называется (сформулируй правило)…………….. . Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление) . Это, во-первых, ………………………… . Во-вторых нам …………………….. .
Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)» . Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………
Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.