Прочитайте текст. но отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны? разница в том, как пришла к ним свобода. к ответственности ведёт не та свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. ребёнка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. ребёнок и на свет появляется сам — самоосвобождением. запомним это слово, быть может, относительно новое для вас и редкое в педагогических книгах — самоосвобождение. когда ребёнка оставляют без внимания, без надзора, без влияния взрослых, короче говоря, без воспитания, когда он растёт вроде беспризорного, — он борется за себя в компании сверстников, на это уходят все его силы, и он вырастает духовно бедным человеком (хотя возможны, конечно, и исключения). когда ребёнку приходится освобождаться от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа не толчка для развития. подросток добывает внешнюю независимость, внешнюю свободу — чтобы сменить её, как уже говорилось, на зависимость от сверстников. для него свобода — лишь разменная монета: здесь добыл, там продал. самоосвобождения не происходит. таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника. одно дело — освобождаться от мелочных родительских запретов, другое — от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей. : . подчеркните предложения с однородными членами. выпишите их.