Прочитайте текст. Определите основную мысль текста и запишите ее.
3.Озаглавьте текст.
Если в ясную, безоблачную ночь посмотреть вверх, то взгляду предстанет . фигуры, завораживая взор. В древности люди считали, что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде. Сегодня все мы знаем, что это не фонарики, а звезды. Почему они светят и как далеко от нас они находятся? Как рождаются звезды и как долго они живут? Об этом наш рассказ Чтобы понять, что такое звезда, достаточно взглянуть на наше Солнце. Да-да, наше Солнце – это звезда! Но как же так? — спросите вы. — Ведь Солнце – большое и горячее, а звезды такие маленькие и совсем не греют. Весь секрет в расстоянии. Солнце находится практически «рядом» — всего-то каких-то 150 миллионовкилометров,,
«километры»., которая называется «световой год».Звезды, которые мы наблюдаем, различаются по цвету и по яркости. Самые «холодные» звезды имеют красный цвет. А самые горячие –голубоватый оттенок. Наша звезда Солнце относится к классу желтых звезд..Зато людям точно известно количество звезд, которые мы видим с поверхности Земли невооруженным глазом. Таких звезд около 4,5тысяч. (3 б)
Задание № 2.
Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Н..(за)что благодарить; н..(за)что не благодарил; (н..)когда болтать; (н..)кого спросить; (н..)(у)кого спросить; увидел (н..)кого иного, как отца; (н..)кого иного не увидел; (н..)кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..)кому другому нельзя доложить; (не)куда спешить; (н..)где не находил покоя; это (н..)как невозможно; (н..)какой благодарности; н..(на)что купить; н..(на)что не обращать внимания; не (от) куда ждать ;(5 б)
1.Укажите слово, в котором пишется Ь.
С…езд
Об…ехал
Под…ем
Солов…иный
2.Укажите слово, в котором пишется Ь.
С…язвить
Двух…ярусный
Трёх…язычный
Пол…ю
3. Укажите слово, в котором пишется Ъ.
С…ёжился
Медал…он
Батал…он
Павил…он
4.Укажите слово, в котором пишется Ъ.
Вороб…иный
С..ёмка
Сем..я
Гост..я
5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) нельзя его (не)волить
2) (не)растаял
3) (не)увидел
4) (не)доел кашу
6. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)удивлялся
2) (не)обидит
3) (не)здороваемся
4) (не)здоровится
7. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)был в школе
2) (не)узнаешь
3) (не)навидел
4) (не)видишь
8. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)домогать
2) (не)усвоит
3) (не)доделал
4) (не)заклеить
СОР
Частица ДАВАЙ (ТЕ) употребляется в том случае, если автор хочет выразить приказ, требование, совет или давай (те) петь;
Частица БЫ указывает на то, что действие возможно при определённом условии: читал бы, пошел бы;
Частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ЧТОБ автору выразить побуждение к чему-либо: Уж не мешайте, пусть я расскажу! Да будет свет! Чтоб ты подавился!
Частицы БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, САМЫЙ подчеркнуть превосходство признака: Эта коробка более вместительная. Сегодня на улице менее жарко, чем вчера.
Функция № 2. Частицы вносят в предложение различные оттенки значения, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.
А) С частицы НЕ можно выразить:
Отрицание (Он не приехал сегодня. Он приехал не сегодня. Сегодня приехал не он);
Неуверенное отрицание (Полянка - не полянка, а все-таки чистенькое место);
Неопределенность или неясность признака (Извозчик попался: едет - не едет);
Безразличие (Плачь не плачь, былого не воротишь);
Полноту и длительность действия (Возить вам не перевозить. Гляжу на вас не нагляжусь);
Высокую степень и длительность эмоционального состояния (не налюбуется, не надышится);
Утверждающую реплику-повтор (Нужно приданое? Как не нужно, конечно, нужно);
Категорическое отрицание (Знать не знаю, ведать не ведаю).
Б) Частица НИ выражает:
Отрицание (Ни души. Ни звука. Ни малейшей надежды);
Усиление отрицания (Мы не слышали ни звука);
Перечисление (Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы).
В) Частицы ЛИ, НЕУЖЕЛИ, РАЗВЕ, НИКАК выражают вопрос (Давно ли он ушел? Неужели это правда? Разве ты ему веришь? Никак ты болен?)
Г) Частицы ЧТО ЗА и КАК - восклицание (Что за прелесть эти сказки! Как прекрасен это мир!)
Д) Частицы ВОТ (А ВОТ), ВОН (А ВОН) - указание (Вот уже кое-где мелькает еле заметная травка).
Е) Частицы ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ - сомнение (Вряд ли твой доклад понравится слушателям)
Ж) Частицы ИМЕННО, КАК РАЗ - уточнение (Как раз это предложеие подходит для концовки сочинения)
З) Частица - С вносит в речь оттенок почтительности или иронии (Извольте-с. Слушаю-с. Ну-с, что такое у нас тут случилось?)
И) Частица - КА смягчает побуждение ка, сходим-ка вместе).
К) Частицы ДА, ЕСТЬ и НЕТ выражают утверждение или отрицание (- Выполняйте. - Есть!)
Л) Частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ПОЧТИ выделить отдельные слова и выражения (Гласные звуки состоят только из голоса)
М) Частицы ДАЖЕ (И), НИ, И, ЖЕ, ВЕДЬ, УЖ, ВСЁ, ВСЁ-ТАКИ, - ТО усиляют роль некоторых слов (Даже ты не веришь мне! Я очень занят, но всё-таки тебе.)