Прочитайте текст. При чтении найдите слова или словосочетания, ко. торые надо выделить голосом. Определите тему и в соответствии с ней
озаглавьте текст. Объясните лексическое значение существительного цен.
ность. Подберите антонимы к выделенным прилагательным. Выпишите
из текста сложные слова, обозначьте морфемы (значимые части слова) и
укажите их образования.
Культурой мы называем всё, что создал человек — в противополож-
ность природе, которая возникла без нашего участия. Каждый народ и
каждое время рождает свою особенную культуру. Под этим подразумева-
ются собственные традиции и ценности, которые оказывают влияние
на повседневную жизнь. Это могут быть еда и одежда, технические изо-
бретения, например хитроумные оросительные системы или же театраль-
ные постановки, которые покоряют людей во всём мире, - и искусство.
В музее можно увидеть много вещей, сделанных человеком. Они показы
вают, насколько различны люди и произведения. Во всём этом выража-
ется культурное разнообразие.
(Из «Большой энциклопедии знаний»)
Вглядитесь в картину «Цветы, фрукты, птица». Как легки краски, какую гармонию в окружающем мире создает художник. Картина незамысловата по своему сюжету. Но как она прекрасна. Центральное место занимает ваза с бело-розовыми цветами. Лишь один цветок нежного желто-коричневого цвета. Но он не вносит в букет диссонанс, напротив, дополняет его, придает какую-то особую прелесть. На цветах видна каждая тычинка. Продолговатые листья изящно изогнулись, обнимая прекрасные соцветия.
Вода в вазе чистая и прозрачная. Четко виден в ней каждый стебелек. Также прозрачны ягоды красной и белой смородины, лежащие перед вазой. Сквозь тонкую сочную мякоть можно разглядеть даже зернышки семян. Мир природы чист и прекрасен. Хочется сказать словами Н.А. Некрасова: «Нет безобразья в природе…».
Вокруг вазы лежат красные яблоки, чуть в стороне – большая кисть винограда, сорванная вместе с лозой. Все это настолько свежее, что на лозе еще не завяли листья, а усики как будто ищут, за что можно зацепиться, чтобы подняться вверх, к яркому солнцу. Солнца нет на картине, но желтый фон создает впечатление яркого солнечного дня. Этому же и порхающие у фруктов бабочки. По яблоку ползет какой-то жучок. На ветку винограда примостилась диковинная птичка. Она внимательно следит за чем-то на яблоке. Может быть, выжидает, когда из своего убежища выползет червячок.
Ф.П. Толстой не стал помещать цветы и фрукты на какой-либо предмет. Они как бы парят в пространстве, отчего создается впечатление удивительной целостности живой и неживой природы, единства и неповторимости мироздания. Лишь разрезанное яблоко напоминает о присутствии в этом мире человека. Но он не нарушает общей гармонии.
Картина Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птичка» наполнена светом и неизъяснимой прелестью. Все это согревает душу теплом, которое излучает каждая травинка, каждый даже самый маленький цветочек, яркая бабочка или стрекоза.