Прочитайте текст. Придумайте заглавие. Перепишите текст в тетрадь. Определите тему, сформулируйте основную мысль текста. Составьте план текста. Выпишите сочетания слов существительное в И.п. + существительное в Р.п. (например: особенности лексики, употребление слов, отсутствие средств и т.д.). Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления и предметы, называть их и объяснять, а для этого прежде всего нужны имена существительные.
Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:
а) употребление слов в их прямом значении;
б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.
Лексика научного стиля речи состоит из трёх пластов: общеупотребительная (нейтральная) лексика, общенаучные слова и тер¬мины.
К общеупотребительной лексике относятся слова об¬щего языка, которые используются в разных стилях. Они наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: «Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах». В этом предложении нет ни одного специального слова. Все слова – общеупотребительные. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.
В зависимости от адресата научного текста доля обще-употребительной лексики меняется: она уменьша¬ется в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к широкой аудитории.
Слово в научной речи обычно называет не конк¬ретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов, т. е. выражает не част¬ное, индивидуальное, а общее научное понятие. По-этому в первую очередь отбираются слова с обобщён¬ным и отвлечённым значением. Например: «Химия занимается только однородными телами». В этом предложении почти каждое слово обозначает общее поня¬тие: химия вообще, тела вообще.
Общенаучная лексика – второй значительный пласт научной речи. При общенаучных слов описываются яв¬ления и процессы в разных областях науки и техни¬ки. Эти слова закреплены за определёнными поняти¬ями, но не являются терминами. Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия, стимул, диспропорция, эффект, опера¬ция, вопрос, задача, явление, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорение и др.
Так, слово «вопрос» как общенаучное имеет значе¬ние «то или иное положение, обстоятельство как пред¬мет изучения и суждения, задача, требующая реше¬ния, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности; изучить вопрос; узловые вопросы; национальный вопрос; крестьянский вопрос.
Третий пласт лексики научного стиля – термино¬логия, узкоспециальная лексика. Это – ядро научного стиля. Термин – это слово или словосо¬четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со¬держание. В основе термина лежит научно построенная дефиниция (определение, истолкование понятия). Термины образуют терминологическую систему той или иной науки.
Нередко системность тер¬минов оформляется языковыми, словообразователь¬ными средствами. Например, лингвистические термины синоним, антоним, омоним, пароним объединяет греческий корень «onyma», обозначающий имя, наименование. В терминах омофон, омограф, алломорф, омоформа элемент «omo» означает одинаковый и подчеркивает системность этих лексических явлений.
1. Предложения, в которых между подлежащим и сказуемым
ставится тире:
а) Жить – значит не только меняться, но и оставаться собой.
б) Ученье – свет, а неученье – тьма.
2. Предложения, в которых
тире между подлежащим и сказуемым не ставится:
б) Весна, бесспорно, лучшее время года.
в) Дружба дороже денег.
д) Прогресс не случайность, а необходимость.
3. В таких предложениях допущена пунктуационная ошибка:
г) Пустые слова -- что орехи без ядра. (тире не требуется)
д) Муж -- дому строитель, нищете -- отгонитель. (1-е тире не требуется)
4. Словосочетания со связью согласование:
а) праздные люди;
г) чрезмерная откровенность;
5. СловосочетаниЕ со связью управление:
а) снисхождение к злу
6. Словосочетания со связью примыкание:
г) решить мудро;
д) платье мини.
7. Соотношение между буквами и цифрами (тип сказуемого):
а) Аннушка на весь уезд учинила скандал. - 5) Простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом.
б) Его дом уже был в это время продан. - 3) Составное именное сказуемое.
в) С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке.- 2) Составное глагольное сказуемое.
г) И припомнились ей при этом многознаменательные подробности того времени. - 1) Простое глагольное сказуемое
д) И всем делалось в одно и то же время и жалко, и жутко. - 4) Главный член односоставного предложения.
8. Предложения, содержащие несогласованные определения:
а) А в феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны.
б) Желание посмотреть игру детей одержало в нём верх.
г) Старик в шапке и валенках спрятался под соломенной крышей сарая.
9. Чем осложнено приведённое ниже простое предложение:
Старик шутил, /рассказывая всем направо и налево анекдоты/, говорил каламбуры, особенно любил со сверстниками жить воспоминаниями минувшей молодости.
г) однородными членами;
д) обособленным обстоятельством.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.
Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Весёлые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.
Пойдёт время к весне, сгонит солнышко лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
2) как зимуют рыбы или зимовка рыб
3)Подводн-ые, широк-ий, плоск-ий, весел-ые, темн-ых
4) з – [з] – согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
д – [д’] – согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
е – [э] – гласный, ударный
с – [с’] – согласный, глухой парный, мягкий (парный)
ь – не обозначает звука
5) под — приставка,
вод — корень,
н — суффикс,
ый — окончание,
подводн — основа слова.
корень [тиш] + суффикс [ин] + окончание [е]
Основа слова: тишин
Илистое: ил - корень; ист - суффикс; ое - окончание; илист - основа.
6) Рыбы(-) проснутся(=) и поплывут(=), раздуют(=) жабры(-).
[ - = и = ] , [ = -].
По цели высказывания: побудительное
По интонации: невосклицательное
Сложное
По наличию главных членов: двусоставное
По наличию второстепенных членов: нераспространённое
Осложнено однородными членами.