Прочитайте текст. Придумайте заглавие. Перепишите текст в тетрадь. Определите тему, сформулируйте основную мысль текста. Составьте план текста. Выпишите сочетания слов существительное в И.п. + существительное в Р.п. (например: особенности лексики, употребление слов, отсутствие средств и т.д.). Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления и предметы, называть их и объяснять, а для этого прежде всего нужны имена существительные.
Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:
а) употребление слов в их прямом значении;
б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.
Лексика научного стиля речи состоит из трёх пластов: общеупотребительная (нейтральная) лексика, общенаучные слова и тер¬мины.
К общеупотребительной лексике относятся слова об¬щего языка, которые используются в разных стилях. Они наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: «Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах». В этом предложении нет ни одного специального слова. Все слова – общеупотребительные. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.
В зависимости от адресата научного текста доля обще-употребительной лексики меняется: она уменьша¬ется в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к широкой аудитории.
Слово в научной речи обычно называет не конк¬ретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов, т. е. выражает не част¬ное, индивидуальное, а общее научное понятие. По-этому в первую очередь отбираются слова с обобщён¬ным и отвлечённым значением. Например: «Химия занимается только однородными телами». В этом предложении почти каждое слово обозначает общее поня¬тие: химия вообще, тела вообще.
Общенаучная лексика – второй значительный пласт научной речи. При общенаучных слов описываются яв¬ления и процессы в разных областях науки и техни¬ки. Эти слова закреплены за определёнными поняти¬ями, но не являются терминами. Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия, стимул, диспропорция, эффект, опера¬ция, вопрос, задача, явление, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорение и др.
Так, слово «вопрос» как общенаучное имеет значе¬ние «то или иное положение, обстоятельство как пред¬мет изучения и суждения, задача, требующая реше¬ния, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности; изучить вопрос; узловые вопросы; национальный вопрос; крестьянский вопрос.
Третий пласт лексики научного стиля – термино¬логия, узкоспециальная лексика. Это – ядро научного стиля. Термин – это слово или словосо¬четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со¬держание. В основе термина лежит научно построенная дефиниция (определение, истолкование понятия). Термины образуют терминологическую систему той или иной науки.
Нередко системность тер¬минов оформляется языковыми, словообразователь¬ными средствами. Например, лингвистические термины синоним, антоним, омоним, пароним объединяет греческий корень «onyma», обозначающий имя, наименование. В терминах омофон, омограф, алломорф, омоформа элемент «omo» означает одинаковый и подчеркивает системность этих лексических явлений.
Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе в нашем понимании. Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз? Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица». А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны. Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной», – сказал король. В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки. А в любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе. Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.
Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать. Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.